Новая редакция ст. 122 Конституции Украины с Комментариями.

Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины и освобождается от должности Президентом Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что имеет следствием его отставку с должности.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины – пять лет.

Комментарий к ст. 122 Конституции Украины

Главную роль в системе органов прокуратуры, в ее деятельности выполняет Генеральный прокурор Украины, который согласно Конституции Украины возглавляет прокуратуру Украины. В то же время он руководит Генеральной прокуратурой Украины.

Генеральный прокурор Украины согласно ст. 15 Закона Украины «О прокуратуре» направляет работу органов прокуратуры, то есть решает стратегические вопросы ее деятельности, определяет пути развития прокурорской системы. Реализация его законных прерогатив позволяет обеспечить централизацию и четкую подчиненность в системе прокуратуры.

Будучи единой и централизованной, прокуратура Украины способна выполнять возложенные на нее важные конституционные функции независимо от других государственных и негосударственных структур, действуя строго в рамках Конституции и законов Украины, способствуя точному и единообразному применению законодательства. Собственное существование принципа единства и централизации прокуратуры в значительной степени обусловливается тем, что осуществление прокурорского надзора и других конституционных функций прокуратуры является самостоятельным видом государственной деятельности.

Правовой статус Генерального прокурора Украины составляют его задача, специальная компетенция, правоспособность и дееспособность, особый порядок назначения на должность и освобождения от должности, гарантии независимости, особый порядок привлечения к ответственности.

Управленческая деятельность в рамках внутрішньоуправлінських полномочий Генерального прокурора Украины заключается в руководстве работой органов прокуратуры, которое включает направления, то есть определение стратегических направлений ее деятельности. Она является составляющей государственного управления и связана с реализацией руководителем прокурорской системы надзорных и других конституционных функций, возложенных на прокуратуру. Эта деятельность разделяется на отдельные подфункции, ведь управленческие правоотношения в прокуратуре тесно связаны с прокурорско надзорными и иными правоотношениями, возникающими в связи с реализацией конституционных функций.

Организационно управленческие полномочия Генерального прокурора Украины обладает такими чертами: 1) он является высшим должностным лицом органов прокуратуры; 2) руководит Генеральной прокуратурой Украины – высшим органом прокурорской системы, подчиненными прокуратурами, а также учреждениями и учреждениями прокуратуры; 3) определяет основные направления реализации государственной правовой политики в деятельности прокуратуры, организует на общегосударственном уровне надзорные и другие мероприятия, самостоятельно реализует присущие ему прокурорские полномочия; 4) обеспечивает единообразное понимание и применение законов органами прокуратуры; 5) поддерживает традиции отечественной прокуратуры относительно добросовестного служения закону; 6) является гарантом независимости органов и должностных лиц прокуратуры.

Анализ положений ст. 15 Закона Украины «О прокуратуре» дает основания для разделения внутрішньоуправлінських полномочий Генерального прокурора Украины на три группы:

а) номинационные (связанные с назначением на должности и увольнением с должностей ответственных работников, присвоением классных чинов и т. п);

б) учредительные (утверждение штатной численности органов прокуратуры, структуры Генеральной прокуратуры Украины);

в) нормотворческие (издание обязательных для органов прокуратуры нормативно правовых актов ведомственного характера, заключение сделок в сфере международного сотрудничества).

Генеральный прокурор Украины издает нормативно правовые и индивидуальные акты для детализации и конкретизации отдельных положений законодательства о прокуратуре и обеспечения эффективности применения норм права. Нормативные акты Генерального прокурора Украины обусловлены функциональным характером деятельности прокуратуры и принимаются: 1) по комплексу вопросов осуществления функций прокуратуры Украины; 2) относительно деятельности прокуратуры в пределах подфункций; 3) по отдельным вопросам в пределах функций и подфункций; 4) о деятельности прокуратуры на отдельных объектах; 5) как рекомендательные управленческие акты (информационные письма, указания).

Сфера отношений Генерального прокурора Украины с теми или иными субъектами за пределами прокурорской системы обеспечивается внешними организационно управленческими полномочиями. Они имеют чисто управленческий характер лишь до тех пор, пока соответствующие подготовительные мероприятия осуществляются в аппарате Генеральной прокуратуры Украины. В дальнейшем такие отношения приобретают характер внешнеорганизационных и осуществляются в форме взаимодействия. Выполняя представительские полномочия, Генеральный прокурор Украины выступает от имени Генеральной прокуратуры Украины и всей прокурорской системы в отношениях с другими государственными органами и органами местного самоуправления Украины, других государств и с международными организациями.

Кроме того, отдельными законодательными актами определяются другие полномочия Генерального прокурора Украины, которые могут быть отнесены к управленческих, представительских, надзорных или процессуальных с распределением последних на общие (принадлежащие всем должностным лицам органов прокуратуры) и специальные (принадлежащие исключительно чільнику прокуратуры Украины).

В целом в законодательных актах закреплено более 50 исключительных полномочий Генерального прокурора Украины. Самые главные из них:

1) возглавляет единую централизованную систему прокуратуры (ст. 122 Конституции Украины);

2) направляет работу органов прокуратуры и осуществляет контроль за их деятельностью;

3) издает обязательные для всех органов прокуратуры приказы, распоряжения, утверждает положения и инструкции;

4) образует, реорганизует и ликвидирует органы, учреждения и учреждения прокуратуры, уточняет компетенцию отдельных органов прокуратуры, определенную законом, с учетом особенностей их деятельности;

5) утверждает структуру и штатную численность подчиненных органов прокуратуры, распределяет средства на их содержание;

6) назначает первого заместителя, заместителей Генерального прокурора Украины, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, других работников Генеральной прокуратуры Украины;

7) назначает ректора, проректоров и директоров институтов Национальной академии прокуратуры Украины;

8) назначает по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым заместителя Генерального прокурора Украины – прокурора Автономной Республики Крым;

9) назначает заместителей прокурора Автономной Республики Крым, прокуроров областей, городов Киева и Севастополя, их заместителей, городских, районных, межрайонных, а также приравненных к ним прокуроров;

10) утверждает штатную численность органов прокуратуры Украины в пределах фонда заработной платы;

11) утверждает структуру Генеральной прокуратуры Украины и Положение о ее структурных подразделениях;

12) утверждает персональный состав коллегии в составе Генерального прокурора Украины (председатель), его первого заместителя, заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, других руководящих работников органов прокуратуры;

13) утверждает персональный состав коллегий в прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и других прокуратурах (на правах областных) (Закон Украины «О прокуратуре»);

14) присваивает классные чины согласно Положению о классных чинах работников прокуратуры. Согласно этого Положения имеет право: а) в отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей присваивать работникам очередные классные чины до истечения срока, указанного в Положении; б) при назначении на высшую должность присваивать чин без соблюдения очередности, но не более чем на два чина выше того, в котором работник находится;

15) вносит и поддерживает представление о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата (ст. 218 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины»);

16) имеет исключительное право возбудить уголовное дело против Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 20 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»), Председателя Счетной палаты, первого заместителя и заместителя Председателя, главных контролеров и Секретаря Счетной палаты (ст. 37 Закона Украины «О Счетной палате»), и судьи (Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей»).

Генеральный прокурор Украины назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины Президентом Украины, а освобождается от должности Президентом Украины без такого согласия.

Но Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору, который имеет следствием его отставку из должности (п. 25 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины, ст. 2 Закона Украины «О прокуратуре»). Порядок выражения недоверия Генеральному прокурору Украины определены ст. 213 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины». Вопрос о выражении недоверия Генеральному прокурору Украины включается в повестку дня сессии Верховной Рады Украины по предложению не менее трети народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, поддержанной их подписями, за которую проголосовало больше половины народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Подписи народных депутатов о возбуждении вопроса о выражении недоверия Генеральному прокурору Украины не отзываются. Принятие постановления о выражении недоверия Верховной Радой Украины Генеральному прокурору Украины осуществляется открытым поименным голосованием большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины и имеет следствием его отставку с должности.

Генеральный прокурор Украины освобождается с должности также в случае:

– окончания срока, на который он назначен;

– невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

– нарушение требований относительно несовместимости;

– вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении него;

– прекращения его гражданства;

– представление заявления об увольнении с должности по собственному желанию.

Генеральный прокурор Украины освобождается с должности также по другим основаниям.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины определен этой статьей Конституции Украины и составляет пять лет. Согласно Решению Конституционного Суда Украины от 2 апреля 2008 года № 1 25/2008 в деле по конституционному представлению Генеральной прокуратуры Украины об официальном толковании положений части второй статьи 122 Конституции Украины, части третьей статьи 2 Закона Украины «О прокуратуре» срок полномочий Генерального прокурора Украины и подчиненных ему прокуроров в пять лет следует понимать как непрерывный определенный период времени, что начинается с момента вступления в силу акта о назначении на должность Генерального прокурора Украины и подчиненных ему прокуроров и заканчивается по истечении пяти календарных лет.

Анализ норм действующего законодательства Украины свидетельствует об отсутствии в нем положений, которые допускали бы возможность прерывания, приостановления или продления срока полномочий Генерального прокурора Украины, в том числе и в случае его незаконного увольнения или избрания на выборную должность.

Другой комментарий к статье 122 Конституции Украины

Генеральный прокурор Украины как высшее должностное лицо в единой централизованной системе органов прокуратуры, возглавляет и направляет их работу, осуществляет контроль за деятельностью подчиненных прокуратур. Генерального прокурора Украины на должность назначает Президент Украины с согласия Верховной Рады Украины. Срок полномочий Генерального прокурора пять лет. Он может назначаться на повторный срок. С должности Генерального прокурора Украины увольняет Президент Украины. Для этого не нужно согласия Верховной Рады Украины. Конституция Украины не определяет оснований досрочного увольнения с должности Генерального прокурора Украины. Они должны быть четко выписаны в Законе “О прокуратуре”, что будет одной из гарантий независимого осуществления Генеральным прокурором Украины своих полномочий и препятствием для субъективного решения вопроса о его увольнении с должности.

Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что имеет следствием его отставку с должности. Основанием для этого могут быть, например, совершение преступления или проступка, не совместимого с должностью прокурора, нарушение Конституции Украины. Выражено недоверие обязывает Генерального прокурора Украины подать заявление Президенту Украины об отставке, который принимает окончательное решение о его увольнении с должности.