Новая редакция ст. 134 Конституции Украины с Комментариями.
Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.
Комментарий к ст. 134 Конституции Украины
По форме государственного устройства Украина относится к унитарным государствам. Принцип унитарного государства означает то, что статус территориальных единиц в ее составе определяется непосредственно центральной властью, а следовательно, любые проявления суверенитета и политической самостоятельности для них нехарактерны. Таким образом, государственно правовые образования в таком государстве отсутствуют как таковые. Подавляющее большинство современных государств являются именно унитарными образованиями. Однако украинский разновидность унитаризма имеет определенную специфику, которая выражена в том, что кроме административно территориальных единиц с одинаковым статусом – областей функционируют и такие, что имеют специальный. Таким субъектом является Автономная Республика Крым (далее – АРК).
В теории конституционного права такого рода унитаризм принято называть асимметричным. В мире нередко встречаются подобные примеры. Однако все они являются следствием политического компромисса, когда превращение государства в федерацию невозможно в силу ряда исторических, территориальных, этнических, политических, экономических причин, а существование в рамках симметричной унитарной государства, даже с высокой децентрализацию, осложняется по тем же причинам. В частности, примерами государств с асимметричной формой государственного устройства являются: Испания, в состав которой входят особые территориальные единицы-Страна Басков и Валенсия, Великобритания с самоуправляемой Шотландией, Италия с автономными областями, имеющими особый статус. В правовой доктрине такого рода образования принято называть гибридными, поскольку они имеют признаки как унитарного, так и федеративного устройства. С унитарным их роднит единая правовая система и законодательство, единое гражданство, общее для всей страны парламент, единая судебная власть и прочее. Однако кое-что в их конструкции напоминает федеративного образования. Так, территориальные единицы с особым статусом могут иметь элементы суверенитета, который прежде всего проявляется в том, что: их образования учитывает етногеографічний фактор; они имеют собственные конституционные акты, а система публичных институтов имеет свою специфику. Кроме того, существует разделение компетенции (в определенном смысле этого термина) между центральной властью и территориальным субъектом. Правовой анализ данной и ряда других статей Конституции позволяет утверждать, что Автономная Республика Крым является именно таким специфическим образованием. Именно поэтому Украина, с точки зрения формы государственного устройства, принадлежит к группе гибридных государств.
Одна из наиболее сложных проблем, которую решал украинский законодатель в этом разделе Конституции, заключалась в определении адекватной украинском унитаризма природы данного территориального субъекта. С одной стороны, она должна содержать основные принципы статуса, которые бы выделяли АРК из состава других территориальных субъектов; с другой – должна обеспечить принцип унитарного государства как один из основополагающих конституционных принципов, основу функционирования Украинского государства.
Учитывая такие особенности АРК, украинский законодатель пытался обеспечить и гарантировать принцип унитарности. Это достигается следующим образом:
– определение данного принципа как конституционного;
– закрепление АРК в статусе неотъемлемой составной части Украины;
– установление структуры украинского парламента, характерной для унитарных государств (однопалатный);
– единое гражданство Украины;
– единая судебная система;
– отсутствие в АРК некоторых властных институтов и правовых институтов, характерных для субъекта федерации (глава государства, парламент, собственная правовая система).
Комментируемая статья содержит в себе три чрезвычайно важные для понимания статуса АРК в составе Украины нормы. Прежде всего закрепляется базисный элемент статуса АРК как неотъемлемой составной части Украины. Это предписание является основным фактором обеспечения статуса Украины как унитарного государства. Он означает возможность функционирования АРК только в составе Украины, соответственно, любые действия, направленные на изменение такого статуса, являются apriori антиконституционными, а следовательно, квалифицируются как противоречащие закону.
Как указано в п. 9 мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 3 февраля 2009 г. № 4 рп/2009, образование в составе Украины Автономной Республики Крым и наделение ее полномочиями являются формой децентрализации государственной власти в унитарном государстве.
Принципиальной особенностью и одновременно качеством, отличающим АРК от административно территориальных единиц в составе Украины, является способность автономии к формированию собственных органов публичной власти, а также способность иметь собственный акт Учредительного характера и в соответствии с этим решать вопросы, отнесенные Конституцией к ее компетенции. Дополнительным фактором, что утверждает такой подход украинского законодателя к определению статуса АРК, есть ряд решений Конституционного Суда Украины (1999-2002 гг), в которых этот орган рассматривал коллизии, связанные с функционированием АРК в составе Украины. Во всех своих толкованиях этот орган исходил из позиции того, что АРК является неотъемлемой частью Украины. Таким образом, кроме формального закрепления этой нормы в Законе, практика единого органа конституционной юрисдикции подтвердила именно такой статус АРК.
Вторая системообразующая часть статуса АРК, определяемая этой статьей, заключается в том, что границы полномочий этой территориальной единицы определяются Конституцией Украины. Заметим, что законодатель определяет только границы полномочий. Более детальное представление о них можно сделать через анализ закрепленного за АРК права на нормотворческую деятельность и предметов ведения. Важное значение для понимания пределов полномочий имеет предусмотренная законодателем возможность делегировать АРК дополнительные полномочия.
В конце концов, устанавливается принцип, согласно которому происходит выделение полномочий для АРК, а именно путем определения предметов ведения. Эти положения детализируются в ст. 138 Конституции. Избранный законодателем способ определения полномочий лишний раз удостоверяет его попытки прежде всего обеспечить унитарность Украины. Речь идет не о распределении компетенции, характерный для федераций, а о выделении предметов ведения для оптимизации решения вопросов местного жизни.
Следует заметить, что наличие в разделе Конституции об АРК значительного количества противоречивых положений и проблем, возникающих в ходе практической реализации норм Конституции, свидетельствует о том, что данные нормы стали результатом компромисса при принятии Основного закона. Такого рода компромисс породил большое количество вопросов практического характера, требующих нового отношения к, казалось бы, известным институтам и переосмыслению их роли в функционировании государственного механизма и правовой системы. К такого рода вопросам относится природа АРК в целом и отдельных ее элементов – публичных институтов, нормативных актов и тому подобное.
Одним из проблемных моментов комментируемой статьи является употребление законодателем термина «полномочия», который в дальнейших нормах конкретизируется в категории «предметы ведения». Кроме логической путаницы, существуют серьезные доктринальные замечание относительно такой коллизии. Распределение полномочий – модель, характерная для федераций, тогда как в асимметричных унитарных государствах целесообразнее оперировать категориями типа «вопросы ведения», что подчеркивает их унитарность.
Другой комментарий к статье 134 Конституции Украины
Данная статья определяет Автономную Республику Крым (далее – АРК) как неотъемлемую составную часть Украины, подтверждая и закрепляя тем самым целостность и неприкосновенность территории Украины в пределах существующих границ (см. комментарий к ст. 2). Такое Конституционное предписание полностью снимает вопрос о возможности присоединения Крыма к любому иностранному государству или обретения им статуса суверенного государства. Из этой статьи также следует, что опрос населения автономии или проведения местного референдума относительно этих положений является антиконституционным и не может иметь правовых последствий.
Суть территориальной автономии заключается прежде всего в праве ее населения (граждан соответствующего государства, постоянно проживающих в пределах этой автономии) и тех органов, которые оно выбирает, самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению автономии.
Круг полномочий АРК определяется Конституцией Украины. Именно в их пределах автономия самостоятельно решает отнесенные к ее ведению практические вопросы организации государственной и общественной жизни на своей территории.
Впервые Конституция Украины достаточно подробно описала полномочия автономии (см. ст. 138). До этого они были определены лишь Законом Украины “Об Автономной Республике Крым” (ст. 8) и Конституцией АРК, поскольку Конституция Украины 1978 г. последующими изменениями и Конституционный Договор это, вопрос не решали.
Определение в Конституции пределов полномочий АРК обеспечивает стабильность ее правового статуса и одновременно дает возможность для инициативной самостоятельной их реализации в интересах автономии и Украины в целом. И
Перечень вопросов, отнесенных к ведению АРК, предусмотрен ст. 138 и другими нормами, содержащимися в р. X этой Конституции. Однако данный перечень не является и исчерпывающим, поскольку согласно указанной ст. 138 законам Украины Автономной Республике Крым могут быть делегированы также другие полномочия.
Следует отметить, что в отличие от конституционных полномочий автономии, которые могут быть изменены лишь путем достаточно сложной процедуры в порядке, предусмотренном в г. XIII Конституции Украины “Внесение ИЗМЕНЕНИЙ в Конституцию Украины”, полномочия, которые делегируются АРК законом Украины, предоставляются в порядке обычного законотворчества.