Новая редакция ст. 135 Конституции Украины с Комментариями.

Автономная Республика Крым имеет Конституцию Автономной Республики Крым, которую принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым и утверждает Верховная Рада Украины не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение.

Комментарий к ст. 135 Конституции Украины

Подчеркивая особый статус АРК как территориального субъекта в составе Украины, законодатель закрепляет за этим образованием право на акт учредительного характера. Таким актом является Конституция АРК. Конституционный Суд Украины в подп. 2.2 п. 2 мотивировочной части Решения от 27 февраля 2001 г. № 1 рп/2001 (дело о правовых актах Верховной Рады Автономной Республики Крым) и пойди. 1.3 п. 1 мотивировочной части решения от 16 января 2003 г. № 1 рп/2003 (дело о Конституции Автономной Республики Крым) определил Конституцию Автономной Республики Крым основным нормативно правовым актом, имеющим высшую юридическую силу среди правовых актов, которые принимают органы Автономной Республики Крым.

Часть первая комментируемой статьи определяет, что Конституция Автономной Республики Крым принимается Верховной Радой АРК, не детализируя порядок ее принятия, который на сегодня установлен Законом Украины «О Верховной Раде Автономной Республики Крым» (ч. 2 ст. 9) и Конституцией Автономной Республики Крым. В частности, согласно п. 1 ст. 27 Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики Крым большинством голосов депутатов от ее общего состава, то есть от 100 депутатов (абз. 1 п. 1 ст. 22), принимает Конституцию Автономной Республики Крым, изменения и дополнения к ней.

В части первой данной статьи также отмечается необходимость утверждения принятой представительным органом автономии Конституции АРК Верховной Радой Украины. Это свидетельствует о попытки отечественного законодателя гарантировать принцип унитаризма, в т. ч. путем обеспечения контроля в процессе легитимации Конституции АРК.

При этом Конституция Украины, устанавливая требование об утверждении Конституции АРК Верховной Радой Украины не менее чем половиной от ее конституционного состава, непосредственно не определяет форму правового акта, который закрепил бы это утверждение. Верховная Рада Украины акт утверждении Конституции Автономной Республики Крым определила в форме закона Украины. Как указано в мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 16 января 2003 г. № 1 рп/2003 (дело о Конституции Автономной Республики Крым), это соответствует конституционным принципам демократического, правового государства, каким провозглашена Украину, и является логическим продолжением формирования законодательной базы по решению вопросов административно-территориального устройства Украины.

Конституция Автономной Республики Крым, принятая 21 октября 1998 г. Верховной Радой АРК, была утверждена Верховной Радой Украины 23 декабря 1998 г. путем принятия Закона Украины “Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым”. В системе нормативно правовых актов Закон Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым» за юридической силе занимает такое же место, как и другие законы Украины.

Однако, по процедуре принятия, этот Закон отличается от других Законов Украины. Конституционный Суд Украины в подп. 3.2 п. 3 мотивировочной части Решения от 18 сентября 2008 г. № 17 рп/2008 указал, что Конституция Автономной Республики Крым и изменения к ней утверждаются законами Украины, в отношении которых Конституция Украины предусмотрела особый порядок их принятия. Так, основанием для принятия Верховной Радой Украины законов Украины является принятие Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции Автономной Республики Крым или изменений к ней. Как следует из содержания статей 85, 135 Конституции Украины, без соответствующих решений Верховной Рады Автономной Республики Крым следующие законы Украины не могут быть приняты.

Кроме того, Закон об утверждении Конституции Автономной Республики Крым принимается по особой процедуре – не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины, то есть 225 голосами народных депутатов Украины. Эта процедура отличается от предусмотренной ст. 91 Конституции Украины процедуры принятия законов, которые принимаются большинством от конституционного состава парламента – 226 голосами народных депутатов Украины.

Действующая Конституция Автономной Республики Крым от 23 декабря 1998 г. является довольно специфическим актом. Она содержит основы статуса и полномочий АРК, принципы и гарантии статуса АРК, символы АРК, особенности местного самоуправления.

Анализ структуры Конституции АРК свидетельствует о том, что она, хотя и имеет соответствующее название, однако, не является актом учредительного характера в доктринальном понимании этого слова. В архитектонике Конституции АРК отсутствуют некоторые блоки общественных отношений (правовой статус лица, завершенная структура публичной власти), что обусловлено особой природой этого территориального субъекта. Следовательно, у него отсутствует суверенитет. Именно поэтому Конституция АРК является, скорее, актом компромисса с максимальной сферой предметов ведения и органами, которые их реализуют, что начинает этот субъект в таком статусе.

Часть вторая комментируемой статьи позволяет определить место нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК и решения Совета министров АРК в системе нормативно правовых актов Украины. То, что первые не должны противоречить Конституции и законам Украины, указывает на их принадлежность к подзаконным актам. Впрочем требования законодателя о соответствии указанных актов актам Президента Украины и Кабинета Министров Украины свидетельствуют об их подконтрольности исполнительной ветви власти и главе государства. Любое несоответствие нормативно правовых актов Верховной Рады АРК и решения Совета министров АРК Конституции, законам Украины, актам Президента Украины и Кабинета Министров Украины является основанием для утраты ими силу. Причем в одних случаях соответствие определяет Конституционный Суд Украины (соответствие Конституции и законам), а в других – глава государства, если речь идет о акты Совета министров АРК.

Одной из основных проблем функционирования Конституции АРК является отсутствие механизма ее прямой защиты. Практика демократических стран, согласно которой существование конституции предусматривает существование действенных механизмов ее защиты, в АРК отсутствует. С одной стороны, это объясняется отсутствием в АРК характеристик суверенного территориального субъекта, а с другой – указывает на тот факт, что отсутствие конституционного контроля является одним из средств такого обеспечения. Еще раз укажем на тот факт, что специфика АРК в составе Украины как унитарного государства заключается в отсутствии в механизме реализации публичной власти данного образования элементов, характерных для суверенного субъекта.

Другой комментарий к статье 135 Конституции Украины

Конституция Украины закрепила за Автономной Республикой Крым (далее – АРК) право иметь свою Конституцию, тем самым признав целесообразным опыт ее создания и действия в предыдущие годы.

Право принимать Конституцию АРК принадлежит Верховной Раде АРК, которая является представительным органом всей автономии. В то же время принятие Верховной Радой АРК Конституции еще не означает, что она сразу вступает в силу. Конституцией Украины установлена обязательность утверждения Верховной Радой Украины Конституции, принятой Верховной Радой АРК Только после этого она вступает в силу. Если Верховная Рада Украины утверждает лишь часть статей Конституции АРК. то она действует только в этой части. Такой же порядок существует и по внесению изменений и дополнений в Конституцию АРК.

Для утверждения Верховной Радой Украины Конституции автономии необходимо ее одобрение не менее половины конституционного состава Верховной Рады Украины. Эта конституционная норма дает оптимальные возможности как для положительного решения вопроса об утверждении Конституции, так и для полного учета ее соответствия Конституции и законам Украины.

Определенный Конституцией Украины процесс принятия и утверждения Конституции АРК обеспечивает соответствующее место ее в единой системе законодательства Украины, органической составной частью которого она является. Конституция АРК действует только на ее территории.

Законом Украины “О Конституции Автономной Республики Крым” от 4 апреля 1996 г. была утверждена, за исключением преамбулы и отдельных статей (или их частей), Конституция АРК, принятая ее Верховной Радой в конце 1995 г. Верховная Рада Украины не утвердила статьи этой Конституции, что выходили за пределы действующих на то время полномочий автономии, нарушали Конституцию Украины, Конституционный До-говор и законы Украины. Постановлением Верховной Рады Украины “О порядке введения в действие Закона Украины “О Конституции Автономной Республики Крым” от 4 апреля 1996 г. было предложено Верховной Раде АРК внести соответствующие изменения и дополнения в Конституцию АРК. С принятием новой Конституции Украины стали недействительными и те положения утвержденной в значительной части Конституции АРК, которые противоречат Конституции Украины (см. комментарий к п.1 г. XV). Таким образом, процесс создания Конституции АРК еще не завершился, и она подлежит основательному доработке.

Другой формой нормативно-правовых актов АРК есть собственные решения и постановления Верховной Рады АРК.

Конституция Украины конкретно определила перечень тех вопросов, по которым АРК имеет право осуществлять нормативное регулирование (ст.137), что является важной новеллой в правовом статусе автономии. Сфера правотворческой деятельности автономий, как об этом свидетельствует мировой опыт, не может быть слишком широкой. Ведь в государстве, которое считает себя демократическим и правовым, должно обеспечиваться единство в системе законодательства и применении законов.

Следует отметить, что Конституция Украины в данной статье значительно укрепила принцип верховенства закона в системе подзаконных актов, принимаемых и действующих на территории Украины. Так, согласно Закону Украины “Об Автономной Республике Крым” от 17 марта 1995 года. АРК имела право принимать законы 1 АРК. Это право было признано и Законом Украины “О Конституции Автономной Республики Крым” от 4 апреля 1996 г.. утвержденными настоящим законом статьями Конституции АРК (см. ст. С, 4 и др.). По действующей Конституции Украины Верховная Рада АРК принимает не законы, а нормативно-правовые акты – решения и постановления (п. 2, ст. 136). Относительно Совета министров АРК, то она принимает решение. Тем самым отменена система двойного законодательства, принципиально не присуща унитарном государстве. Все нормативно-правовые акты АРК являются подзаконными, а единственными законами на всей территории Украины законы Украины.

Этот принцип підзаконності нормативно-правовых актов автономии вступил в четкой конкретизации во второй части данной статьи, по которой упомянутые акты не могут противоречить не только Конституции и законам Украины, но и подзаконным нормативно-правовым актам, издаваемых высшими государственными органами Украины, актам Президента Украины и Кабинет Министров Украины. Причем нормативно-правовые акты АРК выдаются именно с целью выполнения указанных: выше нормативно-правовых актов Украины и в пределах и собственных полномочий автономии.