Новая редакция ст. 136 Конституции Украины с Комментариями.
Представительным органом Автономной Республики Крым является Верховная Рада Автономной Республики Крым, депутаты которого избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты которого избраны на очередных выборах, составляет пять лет. Прекращении полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым влечет прекращение полномочий его депутатов.
Очередные выборы в Верховную Раду Автономной Республики Крым проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, избранного на очередных выборах.
Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах своих полномочий принимает решения и постановления, которые обязательны к исполнению в Автономной Республике Крым.
Правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Председатель Совета министров Автономной Республики Крым назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины.
Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется судами Украины.
Комментарий к ст. 136 Конституции Украины
Несмотря на то, что Украина является унитарным государством, наличие в ее составе особого территориального субъекта–АРК с отдельными элементами государственного суверенитета предопределяет функционирование в нем системы органов публичной власти, которые отличаются от действующих в других административно территориальных единицах Украины.
Часть первая комментируемой статьи определяет Верховную Раду АРК представительным органом автономии. Согласно ст. 21 Конституции АРК Верховная Рада АРК представляет интересы граждан, общие интересы населения, территориальных громад, местного самоуправления, Автономной Республики Крым в целом, и осуществляет свои полномочия с целью содействия и обеспечения реализации их прав и законных интересов, а также решения вопросов сбалансированного социально-экономического, культурного и иного развития Автономной Республики Крым.
То, что Верховная Рада АРК не является парламентом в обычном понимании, а лишь территориальным представительным органом, кроме формального критерия – таким его не признает Конституция, можно доказать путем анализа правовой природы нормативных актов, которые выдает этот орган. Конституция устанавливает правило, согласно которому в пределах своих полномочий этот орган издает решения и постановления. Это положение конкретизируется ч. 3 и ч. 4 ст. 10 Закона Украины «О Верховной Раде Автономной Республики Крым» от 10 февраля 1998 г. № 90/98 ВР, согласно которым Верховная Рада Автономной Республики Крым по вопросам, имеющих нормативно правовой характер, принимает постановления, а по вопросам организационно-распорядительного характера – решения. Постановления и решения Верховной Рады Автономной Республики Крым принимаются на ее заседании открытым или тайным голосованием большинством голосов депутатов от общего состава Верховной Рады Автономной Республики Крым. Указанные акты являются обязательными к исполнению в АРК.
Следовательно, Закон как акт высшей юридической силы среди актов, принимающий Верховный Совет АРК, отсутствует. С точки зрения доктрины это означает, что акты АРК, в т. ч. Верховной Рады АРК, встроенные в единую систему нормативно правовых актов Украины. Именно поэтому говорить о наличии в Украине двух уровней правовой системы, что характерно для федеративных государств, нет никакого смысла.
Подтверждением этой позиции может служить п. 2.1 мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 27 февраля 2001 г. № 1 рп/2001 (дело о правовых актах Верховной Рады Автономной Республики Крым), согласно которому «по Конституции Украины только Верховная Рада Украины является парламентом (ст. 75), а Верховная Рада Автономной Республики Крым определена представительным органом Автономной Республики Крым. Итак, Верховная Рада Автономной Республики Крым не является парламентом».
В части первой комментируемой статьи устанавливаются общие принципы формирования Верховной Рады АРК, а также то, что в ее состав входят депутаты. Подчеркивается, что депутаты представительного органа автономии избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Подробный порядок избрания указанных депутатов регламентируется Законом Украины «О выборах Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов». Согласно ч. 5 ст. 16 указанного Закона общий состав (количество депутатов) Верховной Рады АРК определяется Конституцией Автономной Республики Крым. На сегодня согласно ч. 1 ст. 22 Конституции АРК он составляет 100 депутатов.
Положениями комментируемой статьи устанавливается 5-летний срок полномочий Верховной Рады АРК, депутаты которого избраны на очередных выборах. Такая формулировка дает основания для вывода, что срок полномочий Верховной Рады АРК может быть меньше пятилетний в случае внеочередных выборов, которые назначаются Верховной Радой Украины в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Очередные выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым проводятся в связи с окончанием определенного Конституцией срока полномочий депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, избранного на очередных выборах.
В связи с тем, что депутаты Верховной Рады АРК имеют представительский мандат, Конституция Украины логично предполагает, что прекращение полномочий представительного органа автономии влечет за собой прекращение полномочий ее депутатов. При этом прекращение полномочий депутатов Верховной Рады АРК происходит с момента открытия первой сессии Верховной Рады АРК нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий представительного органа автономии, которое может осуществляться Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда о нарушении Верховной Радой АРК Конституции или законов Украины (п. 28 ст. 85 Конституции Украины).
Комментируемая статья также очерчивает статус Совета министров АРК, который определяется как правительство автономии. Применение термина «Правительство Автономной Республики Крым» свидетельствует не только о принадлежности Совета министров АРК в органы исполнительной власти, но и о том, что этот орган является высшим в отношении других органов исполнительной власти автономии (министерств АРК, республиканских комитетов АРК, других органов исполнительной власти АРК).
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции Автономной Республики Крым Совет министров АРК формируется Верховной Радой АРК на срок ее полномочий, ответственна перед ней и возглавляется Председателем Совета министров Автономной Республики Крым. Председатель Совета министров АРК представляет Совет министров АРК в отношениях с Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами, их объединениями, должностными лицами; органами других государств, их регионов, объединений граждан, учреждений, организаций; с международными организациями; организует деятельность Совета министров АРК.
При этом порядок назначения и увольнения с должности председателя Совета министров АРК свидетельствует о попытке законодателя обеспечить дополнительные механизмы контроля над деятельностью публичных институтов в этом территориальном образовании. Ведь Верховная Рада АРК, реализуя свои полномочия, назначает и освобождает от должности Председателя Совета министров АРК по согласованию с Президентом Украины.
Часть пятая комментируемой статьи акцентирует внимание на том, что полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады АРК и Совета министров АРК определяются Конституцией и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады АРК по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Конституция Автономной Республики Крым ст. 26 достаточно подробно устанавливает полномочия Верховной Рады АРК, закрепляя, что она решает вопросы, отнесенные Конституцией Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и законами Украины к ведению АРК, за исключением тех, по которым решения принимаются республиканским (местным) референдумом или Советом министров АРК и другими органами исполнительной власти АРК.
Что касается компетенции Совета министров АРК, то согласно ст. 38 Конституции Автономной Республики Крым она осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению Автономной Республики Крым, а также осуществляет государственные исполнительные функции, делегированные в соответствии с Конституцией Украины.
Заметим, что принципиальные отличия АРК от аналогичных образований, характерных для федераций, среди прочего, заключаются в том, что в ней отсутствует институт главы данного образования. Таким образом, система органов, характерных для государственного образования, ограничивается законодателем. В доктринальном плане этот факт не просто ограничивает суверенитет образования, а свидетельствует о его отсутствии, что наряду с другими факторами (единая судебная система, действующая в Украине; единое местное самоуправление; предметы ведения АРК) позволяет утверждать об отсутствии какого-либо суверенитета этого образования. Таким образом, дополнительно обеспечивается принцип унитаризма в Украине.
В конце концов, свидетельством того, что АРК не является территориальным субъектом, для которого присущ собственный суверенитет, является закрепление украинским законодателем нормы, согласно которой правосудие в АРК осуществляется судами, принадлежащими к единой системе судов Украины. Этот факт еще раз указывает на специфичность АРК как территориального субъекта лишь с формальной точки зрения. В свою очередь, украинский законодатель в очередной раз гарантировал принцип унитарного государства, устанавливая единую систему судов.
С учетом специфичности АРК как территориального субъекта в контексте того, что Украина является унитарным государством, следовало бы более детально урегулировать вопросы функционирования публичных институтов в нем. Причем, несмотря на трудности с определением природы нормативных актов АРК и с учетом обеспечения единства правовой системы Украины, наиболее целесообразным было бы принятие закона, который бы регулировал вопросы функционирования публичной власти в АРК.
Другой комментарий к статье 136 Конституции Украины
Автономная Республика Крым (далее – АРК) имеет свои собственные представительные и исполнительные органы, в лице которых он осуществляет свои конституционные полномочия
Представительным органом АРК является Верховная Рада АРК. Ее полномочия, порядок формирования и деятельности определяются настоящей Конституцией и законами Украины, а также Конституции АРК в пределах вопросов, относящихся к ее компетенции по этой Конституции. Конституция Украины в отличие от предыдущих законодательных актов определяет Верховную Раду АРК как представительный, а не законодательный орган власти. Такое положение соответствует ст. 75 настоящей Конституции, по которой единственным органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (см. также комментарий к ст. 135).
Верховная Рада АРК является однопалатной и состоит из 100 депутатов, которые избираются на основе общего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
Верховная Рада АРК является постоянно действующим органом. Часть ее депутатов осуществляет свои функции на постоянной основе, часть сочетает их с производственной и иной деятельностью. Верховная Рада работает сессионно.
Для ведения нормотворческой работы, подготовки и дальнейшего рассмотрения решений и постановлений по вопросам, отнесенным к ведению Верховной Рады АРК, из числа его депутатов образуются постоянные комиссии. На Верховную Раду АРК возлагается принятие нормативно-правовых актов и осуществление контроля за их выполнением.
Исполнительным органом АРК, ее правительством является Совет министров АРК. Согласно ст. 123 Конституции АРК правительство является ответственным перед Верховной Радой и не реже одного раза в год или по требованию не менее одной трети депутатов Верховного Совета представляет отчет о своей деятельности. Верховная Рада может выразить недоверие правительству.
Конституция Украины изменила порядок назначения на должность и увольнения с должности главы правительства АРК, а также его наименование. Если согласно указанной выше статье это был премьер-министр, который назначался на должность Верховной Радой АРК по представлению Председателя Верховной Рады автономии, то теперь возглавляет правительство председатель Совета министров АРК, назначение на должность и увольнение с должности которого должно соглашаться с Президентом Украины.
Введение Конституцией Украины института согласования назначения на должность и освобождения от должности Председателя Совета министров АРК полностью соответствует основным функциям Президента Украины как главы государства. Оно не нарушает одного из главных принципов территориальной автономии – организационной самостоятельности органов, которые создаются в ней.
Правосудие в АРК осуществляется судами, относящимися к единой системе судов Украины. Поэтому они не имеют и не могут иметь каких-либо особенностей, связанных со статусом автономии.
Статья 136 Конституции Украины ничего не говорит об особенностях осуществления местного самоуправления в пределах АРК.
Это означает, что местное самоуправление на ii территории должно осуществляться в полном объеме в соответствии с этой Конституцией (г. XI “Местное самоуправление”) и законами Украины, с определенными особенностями, если они будут предусмотрены Конституцией АРК.