Новая редакция ст. 141 Конституции Украины с Комментариями.
В состав сельского, поселкового, городского, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета, депутаты которого избраны на очередных выборах, составляет пять лет. Прекращение полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета влечет прекращения полномочий депутатов соответствующего совета.
Территориальные общины на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права избирают путем тайного голосования соответственно сельского, поселкового, городского председателя, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях. Срок полномочий сельского, поселкового, городского председателя, избранного на очередных выборах, составляет пять лет.
Очередные выборы сельских, поселковых, городских, районных, областных советов, сельских, поселковых, городских голов проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета или соответствующего председателя, избранных на очередных выборах.
Статус голов, депутатов и исполнительных органов совета и их полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации определяются законом.
Председатель районного и председатель областного совета избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат совета.
Комментарий к ст. 141 Конституции Украины
Комментируемая статья определяет общие принципы формирования органов и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 1 этой статьи сельские, поселковые, городские, районные, областные советы состоят из депутатов, которые избираются населением соответствующих административно территориальных единиц на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Эта норма является логическим продолжением положений ст. 71 Конституции, согласно которым выборы в органы местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Подробно порядок избрания депутатов совета устанавливается в Законе «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов».
Исходя из действующего законодательства избирательный процесс в Украине осуществляется на принципах: законности и запрета незаконного вмешательства кого либо в этот процесс; политического плюрализма и многопартийности; публичности и открытости; равенства субъектов избирательного процесса перед законом; равенства прав всех кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы; свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа к средствам массовой информации независимо от формы собственности; беспристрастности органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, руководителей предприятий, учреждений и организаций до местных организаций партий, кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы.
Провозглашается, что участие граждан в выборах в органы местного самоуправления является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или неучастия в местных выборах. Право голоса на местных выборах имеют граждане Украины, которые относятся к соответствующим территориальным общинам и которым на день проведения выборов исполнилось 18 лет. Принадлежность гражданина к соответствующей территориальной общине определяется его местом жительства на ее территории согласно Закону Украины ” О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине».
Военнослужащие срочной службы, граждане Украины, проживающие за рубежом, а также лица, признанные судом недееспособными, и граждане Украины, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы, считаются такими, что не относятся ни к одной территориальной громаде и не имеют права голоса на местных выборах.
Депутатом местного совета может быть избран гражданин Украины, который имеет право голоса и на день выборов достиг 18 лет. Гражданин Украины может быть депутатом только одного совета.
Особенностью выборов депутатов сельского, поселкового совета является то, что они проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка. Выборы депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов в соответствии с действующим законодательством о местные выборы проводятся по смешанной (мажоритарно пропорциональной) системе, по которой: 1) половина от количества депутатов (общего состава) соответствующего совета избирается по избирательным спискам кандидатов в депутаты от местных организаций политических партий в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответственно области, района, города, района в городе; 2) половина от количества депутатов (общего состава) соответствующего совета избирается по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответственно области, района, города, района в городе.
Особенностью действующего законодательства о местных выборах является то, что решение об общем составе (количество депутатов) областного, районного, городского (кроме районов, городов в Автономной Республике Крым, городов Киева, Севастополя) совета принимается соответствующим областным советом текущего созыва не позднее чем за 50 дней до дня местных выборов. Решение об общем составе (количество депутатов) районного, городского (районов и городов в Автономной Республике Крым) совета принимается Верховным Советом Автономной Республики Крым текущего созыва не позднее чем за 50 дней до дня местных выборов.
Решение об общем составе (количество депутатов) Киевского, Севастопольского городского совета, районного в городе, сельского, поселкового совета принимается соответственно Киевским, Севастопольским городским советом, районным в городе, сельским, поселковым советом текущего созыва не позднее чем за 50 дней до дня местных выборов.
Общий состав (количество депутатов) сельского, поселкового, городского, районного в городе совета должен составлять при численности: 1) до 1 тысячи жителей-от 12 до 16 депутатов включительно; 2) от 1 тысячи до 3 тысяч жителей-от 16 до 20 депутатов включительно; 3) от 3 тысяч до 5 тысяч жителей-от 20 до 30 депутатов включительно; 4) от 5 тысяч до 20 тысяч жителей – от 30 до 36 депутатов включительно; 5) от 20 тысяч до 50 тысяч жителей – от 36 до 46;
7) от 100 тысяч до 250 тысяч жителей – от 40 до 60 депутатов включительно; 8) от 250 тысяч до 500 тысяч жителей – от 50 до 76 депутатов включительно; 9) от 500 тысяч до 1 миллиона жителей – от 60 до 90 депутатов включительно; 10) от 1 миллиона до 2 миллионов жителей – от 76 до 120 депутатов включительно; 11) свыше 2 миллионов жителей – от 76 до 150 депутатов включительно.
Действующим законодательством установлено правило, согласно которому общий состав (количество депутатов) районного совета определяется с учетом количества сел (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в территориальную общину), поселков, городов районного значения, входящих в состав соответствующего района, для обеспечения равного представительства каждой территориальной общины в соответствующем районном совете независимо от численности такой территориальной общины. Общий состав (количество депутатов) областного совета определяется с учетом количества районов, городов областного значения, входящих в состав соответствующей области, для обеспечения их равного представительства в соответствующем областном совете независимо от численности жителей соответствующего района, города областного значения. Общий состав (количество депутатов) городского, районного в городе, районного, областного совета должен составлять только четное количество депутатов.
Отметим и то, что рада считается правомочной при условии избрания не менее двух третей депутатов от общего состава совета. В случае если в совет избраны меньше двух третей ее состава, до избрания необходимого количества депутатов продолжает осуществлять полномочия совет предыдущего созыва.
Полномочия депутата совета начинаются с момента официального объявления соответствующей территориальной избирательной комиссией на сессии совета решения об итогах выборов и признании полномочий депутатов и заканчиваются в день первой сессии совета нового созыва.
Следует также обратить внимание, что срок полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета, депутаты которого избраны на очередных выборах, составляет пять лет. То есть это означает, что пятилетний срок полномочий распространяется только на депутатов местных советов, избранных на очередных выборах, а срок полномочий депутатов местных советов, избранных на других (внеочередных, повторных, промежуточных или первых) выборах, будет другим, меньше чем пять лет. Согласно п. 30 ч. 1 ст. 85 Конституции решение о проведении очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления принимает Верховная Рада Украины. Повторные и промежуточные выборы депутатов (депутата) назначаются соответствующей территориальной избирательной комиссией, а первые местные выборы назначаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевским, Севастопольским городским советом, если иное не предусмотрено законом.
Действующее законодательство устанавливает, что избранный депутат представляет интересы всей территориальной громады, имеет всю полноту прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности совета и образуемых им органов, несет обязанности перед избирателями, советом и его органами, выполняет их поручения. Депутат, кроме секретаря совета, должен входить в состав одной из постоянных комиссий совета. На время сессий, заседаний постоянных комиссий советов, а также для осуществления депутатских полномочий в других, предусмотренных законом случаях, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему среднего заработка по основному месту работы и других расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет соответствующего местного бюджета. Законодательством устанавливается обязанность депутата участвовать в работе сессий совета, заседаний постоянной и других комиссий совета, в состав которых он избран. Относительно полномочий депутатов, порядок организации и гарантии депутатской деятельности, то они детально определяются законами «О местном самоуправлении в Украине» (1997 г.), «О статусе депутатов местных советов» (2002 г.) и другими законами.
Прекращение полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета влечет прекращения полномочий депутатов соответствующего совета. Кроме этого, полномочия депутата местного совета могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законом.
В части 2 комментируемой статьи устанавливается порядок избрания сельского, поселкового, городского головы. Конституция Украины существенно изменила статус главного должностного лица местного самоуправления по сравнению с существующим в доконституционный период институтом председателей советов народных депутатов. Соответствующий сельский, поселковый, городской голова, прежде всего, является главным должностным лицом территориальной общины, а не органа местного самоуправления. Кроме того, он председательствует на заседаниях совета, подписывает решения представительного органа, представляет интересы территориальной общины, организует работу представительного органа местного самоуправления, а также возглавляет исполнительный комитет совета и осуществляет оперативно-распорядительные функции. Такое тройное назначение глав позволяет рассматривать их как одного из основных субъектов местного самоуправления, которые обеспечивают реализацию муниципальных прав жителей – членов территориальной громады и соблюдения законности в деятельности органов и их должностных лиц местного самоуправления.
Данные должностные лица избираются соответствующей территориальной общиной на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет в определенном законом порядке и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе. Как и для депутатов местных советов, пятилетний срок полномочий распространяется только на сельских, поселковых, городских голов, избранных на очередных выборах, а срок полномочий должностных лиц, избранных во время проведения других выборов, будет меньше чем пять лет.
Сельский, поселковый, городской председатель не может быть депутатом любого совета, совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах (кроме преподавательской, научной и творческой работы во внерабочее время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль. Выборы сельских, поселковых, городских голов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка, города, согласно существующему административно территориальному устройству. Подробно порядок выборов сельских, поселковых, городских голов регламентируется Законом «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (2010 г.).
Частью третьей комментируемая статья дополнена в 2011 г., согласно которой очередные выборы сельских, поселковых, городских, районных, областных советов, сельских, поселковых, городских голов происходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета или соответствующего председателя, избранных на очередных выборах.
Указанная конституционная норма устанавливает правило о том, что очередные выборы депутатов, сельских, поселковых, городских голов проводятся одновременно на всей территории Украины, в связи с окончанием определенного Конституцией Украины срока полномочий депутатов соответствующих советов, сельских, поселковых, городских голов, избранных на очередных выборах. Решение о проведении очередных выборов депутатов областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, сельских, поселковых, городских голов принимается Верховной Радой Украины.
В части 4 комментируемой статьи устанавливается, что статус голов, депутатов и исполнительных органов совета и их полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации определяются законом. Данная норма логически взаимосвязана с положениями ч. 2 ст. 19, которая устанавливает строгие рамки деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц – они действуют лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины, п. 15 ст. 90, согласно которому исключительно законами определяются основы местного самоуправления, а также в. 146 Конституции Украины, по которой иные вопросы организации местного самоуправления, формирования, деятельности и ответственности органов местного самоуправления определяются законом (см. комментарий соответствующих статей). Так, основным законодательным актом местного самоуправления, закрепляющий статус субъектов системы местного самоуправления, в сферу их компетенции – собственной и делегированной; гарантии реализации и защиты местного самоуправления; юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, является Закон «О местном самоуправлении в Украине» (1997 г.). Также к числу законов, определяющих статус органов и должностных лиц местного самоуправления, относятся, например, законы «О всеукраинском и местные референдумы» (1991 г.), «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (2010 г.), «О столице Украины – город герой Киев» (1999 г.), «Об органах самоорганизации населения» (2001 г.), «О службе в органах местного самоуправления» (2001 г.), «О статусе депутатов местных советов» (2002 г.), «Об ассоциации органов местного самоуправления» (2009 г.) др.
Систему исполнительных органов сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета составляют: а) исполнительный комитет совета, который образуется соответствующим советом на срок его полномочий; б) отделы, управления и другие исполнительные органы, которые образуются соответствующим советом в пределах утвержденных ею структуры и штатов. Исполнительный комитет Совета образуется в составе соответственно сельского, поселкового, городского головы, районного в городе совета-председателя соответствующего совета, заместителя (заместителей) сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов Совета, других лиц. В состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета входит также по должности секретарь соответствующего совета.
Отделы, управления и другие исполнительные органы совета являются подотчетными и подконтрольными совету, который их образовал, подчиненными ее исполнительному комитету, сельскому, поселковому, городскому голове, председателю районного в городе совета. Руководители отделов, управлений и других исполнительных органов совета назначаются на должность и освобождаются от должности сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе совета единолично, а в случаях, предусмотренных законом, – по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.
В части 5 комментируемой статьи закрепляются основы статуса председателей районного и областного совета. В отличие от сельских, поселковых и городских председателей районных и областных советов избираются не населением, а соответствующими советами из числа ее депутатов в пределах срока полномочий совета тайным голосованием. Председатели районных и областных советов выполняют свои обязанности до избрания председателей соответствующих советов нового созыва, кроме случаев досрочного прекращения полномочий председателя совета в соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Украине». Председатель соответствующего совета работает в совете на постоянной основе, не может иметь другой представительский мандат, совмещать свою служебную деятельность с другой работой, в том числе на общественных началах (кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль. В своей деятельности председатель совета является подотчетным совету и может быть уволен с должности Радой, если за его увольнение проголосовало не менее двух третей депутатов от общего состава совета путем тайного голосования. Председатель районного и областного совета в пределах своих полномочий издает распоряжения. Он по должности возглавляет исполнительный аппарат совета, который обеспечивает осуществление советом полномочий, предоставленных ей Конституцией и законами Украины, в частности, осуществляет организационное, правовое, информационное, аналитическое, материально техническое обеспечение деятельности совета, его органов, депутатов, содействующий осуществлению соответствующим советом взаимодействия и связей с территориальными громадами, местными органами исполнительной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления. Исполнительный аппарат совета образуется соответствующим советом. Его структура и численность, расходы на содержание устанавливаются советом по представлению его председателя.
Другой комментарий к статье 141 Конституции Украины
Данная статья определяет общие принципы формирования органов местного самоуправления и избрания его главных должностных лиц.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи сельские, поселковые, городские советы должны состоять из депутатов, которые избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года.
Таким образом, выборы в этого звена органов местного самоуправления будут осуществляться на тех же принципиальных началах, что предусмотренные Европейской Хартией о местном самоуправлении.
Что же касается порядка формирования районных и областных советов, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов, то этот вопрос остался за пределами регулирования этой статьи. Поскольку нормы комментируемой статьи не установили какого-либо особого порядка формирования этих органов местного самоуправления, то в данном случае должно применяться общее правило, предусмотренное ст. 71 Конституции, согласно которому выборы в “органы местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования \
Конституция Украины существенно изменила и статус, главной должностного лица местного самоуправления.: До сих пор это был председатель сельского, поселкового, городского совета, который хоть и избирался непосредственно населением села, поселка, города, однако действовал на правах 1 полномочного члена соответствующего совета, возглавляя при этом его исполнительный комитет. Сегодня же это сельский, поселковый, городской голова, то есть главное Садовое лицо соответствующей территориальной общины, которая избирается непосредственно населением и по должности 1 возглавляет исполнительный орган Совета и председательствует на его заседаниях.
Что же касается глав районных и областных советов, то они теперь будут избираться не населением районов и областей, а соответствующими советами из числа депутатов и возглавлять исполнительный аппарат этих советов.
В части 3 данной статьи, где говорится о статус голов, депутатов и исполнительных органов совета и их полномочия, порядок создания, реорганизации и ликвидации, говорится, что эти вопросы определяются отдельным законом. Поскольку соответствующий закон еще не принят, то эти вопросы регулируются законами Украины, которые действуют лишь в части, не противоречащей Конституции.