Новая редакция ст. 151 Конституции Украины с Комментариями.
Конституционный Суд Украины по обращению Президента Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины, или Кабинета Министров Украины дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязанности ” язковисть.
Конституционный Суд Украины по обращению Президента Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины предоставляет выводы о соответствии Конституции Украины (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе.
По обращению Верховной Рады Украины Конституционный Суд Украины дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Комментарий к ст. 151 Конституции Украины
Комментируемая статья, вместе с положениями ст. 150 Конституции Украины, а также вопросами, которые обусловлены положениями п. 28 ч. 1 ст. 85 и ст. 159 Конституции, закрепляющие компетенцию Конституционного Суда Украины. Как отметил в своем решении от 26 июня 2008 г. № 13 рп Конституционный Суд Украины, изменение определенных Конституцией Украины полномочий Конституционного Суда может осуществляться лишь путем внесения изменений к Конституции Украины.
Частью 1 комментируемой статьи к полномочиям Конституционного Суда Украины отнесено предоставления заключений о соответствии Конституции Украины международных договоров Украины, то есть о соответствии их Основному Закону по содержанию. Речь идет о действующих международных договорах Украины и те международные договоры, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность для Украины. Реализуя эти полномочия, Конституционный Суд Украины осуществляет два вида контроля в отношении международных договоров Украины: предварительный – в отношении договоров, которые еще не вступили в силу для Украины и которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на его обязательность; последующий контроль – в отношении действующих для Украины международных договоров.
Из всего массива международных договоров Украины, заключенных от имени Украины, от имени Правительства Украины и межведомственных договоров, объектом контроля, исходя из содержания ст. 9 Конституции Украины, являются те действующие договоры, стали частью законодательства Украины, то есть согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины (ратифицированные международные договоры). Проверка на конституционность может касаться любого из таких международных договоров, независимо от даты его заключения, поскольку никаких исключений относительно этого Конституцией Украины не предусмотрено. Перечень видов международных договоров, подлежащих ратификации, определены ст. 9 Закона Украины от 29 июня 2004 года «О международных договорах Украины». Однако независимо от этого перечня, если международный договор уже ратифицирован Верховной Радой Украины или подан на ратификацию, планируется ли подать на ратификацию, он может быть обжалован в Конституционный Суд Украины.
Международный договор должен оцениваться исходя из закрепленного в Основном Законе принципа верховенства Конституции над положениями международных договоров. Этот принцип реализуется прежде всего в ч. 2 ст. 9 Конституции Украины, содержащей запрет заключения международных договоров, которые противоречат Конституции Украины. Такое заключение возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины (см. комментарий к ст. 9 Конституции). Согласно с этим принципом Конституцией Украины, как уже отмечалось, предусмотрен механизм предварительного (на стадии заключения международных договоров Украины) и следующего (проверка конституционности действующих международных договоров Украины) контроля за соответствием Конституции Украины международных договоров Украины.
Из содержания ч. 1 комментируемой статьи следует, что международные договоры, которые по любым причинам утратили силу, не могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины.
Право на обращение в Конституционный Суд для решения указанных вопросов принадлежит Президенту Украины и Кабинета
Министров Украины. Другие органы и должностные лица такого права не имеют. Конституционный Суд не может открыть производство по делу по этим вопросам по собственной инициативе.
Вопрос о конституционности международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность, рассматриваются Конституционным Судом до принятия Верховной Радой Украины закона по этому поводу. Открытие конституционного производства по этим делам в Конституционном Суде приостанавливает рассмотрение Верховной Радой Украины вопрос о предоставлении согласия на обязательность соответствующих договоров.
Если действующий международный договор Украины по заключению Конституционного Суда Украины не отвечает Конституции Украины, он теряет обязательность для нашего государства. Речь идет, по сути, о прекращении действия международного договора Украины полностью или отдельных его положений. Однако отказ от выполнения такого договора не может быть осуществлен автоматически. В таком случае должны применяться общепризнанные процедуры выхода государства из международных договоров и ее отказа от взятых на себя международных обязательств. Указанные процедуры содержатся в Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., к которой присоединилась Украина, в упомянутом Законе «О международных договорах Украины», а также могут быть предусмотрены и в самом договоре.
В случае признания неконституционным международного договора, который только внесен в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на его обязательность, такое согласие не может быть предоставлено.
В случаях, когда международные договоры признаны конституционными, их действие не меняется, а относительно недействительных договоров возобновляется процедура принятия Верховной Радой Украины закона о предоставлении согласия на их обязательность.
За четырнадцать лет своей деятельности Конституционным Судом Украины было рассмотрено 6 дел о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины и международных договоров, которые вносились в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность. По этим делам принято один вывод и пять постановлений. В частности, Суд по представлению Президента Украины проверил на предмет соответствия Конституции Украины ряда положений Римского Статута Международного уголовного суда, который был подписан от имени Украины 20 января 2000 г.
В предоставленном заключении от 11 июля 2001 г. № 3 в Конституционный Суд Украины признал указанный Устав, который вносился в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на его обязательность для Украины, таким, что не отвечает Конституции Украины в части, касающейся положений абзаца десятого преамбулы и ст. 1 Устава, по которым «Международный уголовный суд …дополняет национальные органы уголовной юстиции». До сих пор никаких действий по реализации положений ч. 2 ст. 9 Конституции Украины по внесению изменений в Конституцию Украины в связи с указанным заключением Конституционного Суда Украины осуществлено не было.
Отдельным вопросом, который хотя и не охватывается содержанием комментируемой статьи, но связанное с ней, является вопрос проверки конституционности правовых актов Верховной Рады Украины, Президента Украины или Кабинета Министров Украины о вступления международных договоров в силу для Украины. Такую проверку в соответствии со ст. 89 Закона Украины от 16 октября 1996 г. «О Конституционном Суде Украины» осуществляет Конституционный Суд по конституционным представлениям субъектов, определенных в ст. 40 этого Закона (Президента Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины, Верховного Суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховной Рады Автономной Республики Крым), по общей процедуре рассмотрения дел о конституционности правовых актов. Есть лишь одна новелла: при рассмотрении такого дела Суд должен дать заключение о конституционности международного договора, вступившего в силу по соответствующим правовым актом.
Практика Суда по этому вопросу небольшая, но показательная. Так, Законом Украины от 24 декабря 1999 г. Верховная Рада Украины ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. По представлению 56 народных депутатов Украины в Конституционный Суд Украины рассмотрел вопрос о конституционности Закона о ратификации Хартии. В принятом решении Суд признал Закон не соответствующим Конституции Украины, на том основании, что был нарушен установленный ст. 94 Конституции Украины порядок подписания и официального обнародования Закона о ратификации: не Президентом Украины, Председателем Верховной Рады Украины. Заключения о конституционности самого международного договора-Европейской хартии Конституционный Суд в этом производстве не дал.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Украины в случаях, когда затронутые в конституционном представлении вопросы касаются не Закона о ратификации, а текстов ратифицированных им международных договоров, из этих вопросов в Конституционный Суд имеют право обращаться только субъекты, определенные ч. 1 ст. 151 Конституции, то есть Президент Украины и Кабинет Министров Украины.
Согласно ч. 2 ст. 151 Основного Закона Украины Конституционный Суд Украины дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента. Основанием для открытия конституционного производства в деле по этому вопросу есть конституционное представление Верховной Рады Украины. Полномочия Конституционного Суда ограничены сугубо процессуальным аспектом – предмет рассмотрения дела составляют вопросы, связанные с соблюдением конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, а не наличие оснований для самого импичмента.
Проверке, которая осуществляется Конституционным Судом, подлежит соблюдение определенной Конституцией Украины процедуры, что касается: инициирование соответствующим составом Верховной Рады Украины вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента; создание для проведения расследования специальной временной следственной комиссии, включение в ее состав специального прокурора и специальных следователей; подготовки комиссией по результатам расследования своих выводов и предложений; рассмотрения на заседании Верховной Рады Украины выводов и предложений специальной временной следственной комиссии; принятия конституционно определенным составом Верховной Рады Украины решения об обвинении Президента Украины; принятие Верховной Радой Украины решения об обращении в Конституционный Суд Украины за выводом, о котором идет речь в статье, которая комментируется, и тому подобное.
Заключение Конституционного Суда о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте является необходимым условием принятия Верховной Радой Украины решение об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента в соответствии с ч. 6 ст. 111 Конституции Украины. В случае если Конституционный Суд обнаружит несоблюдение такой процедуры, рассмотрение дела должно быть прекращено.
Другой комментарий к статье 151 Конституции Украины
Наряду с решением вопросов, предусмотренных ст. 150 Конституции, к полномочиям Конституционного Суда Украины относится также представление заключений о соответствии Конституции международных договоров, заключенных с иностранными государствами. Такие выводы даются независимо от времени заключения международных договоров, но только в отношении тех из них, которые действуют и продолжают действовать. Международные договоры, которые утратили силу независимо по каким причинам, не могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины.
К полномочиям Конституционного Суда относится также рассмотрение вопросов о соответствии Конституции международных договоров, подготовленных для заключения и вносятся в соответствии со ст. 9 Конституции в Верховную Раду для предоставления согласия на их обязательность. Конституционное апробацию теперь могут проходить любые международные договоры, поскольку исключений из этого Конституция не сделала.
Возможность рассмотрения указанных вопросов о конституционности международных договоров как действующих, так и вносимых на рассмотрение Верховной Рады, устанавливается в Украине впервые. Ранее заключение Украиной любых международных договоров и на любом уровне не вызвало сомнений относительно их правомерности, не могло быть и речи о возможности их предварительного рассмотрения на предмет конституционности.
Особая ответственность на Конституционный Суд возлагается при представлении заключения о соответствии Конституции действующих международных договоров, поскольку тот или иной его вывод будет касаться не только Украины, но и иностранного государства.
Правом обращения в Конституционный Суд в указанных случаях пользуются только Президент и Кабинет Министров. Другие субъекты права, в том числе и народные депутаты, такого права не имеют.
По обращению Верховной Рады Конституционный Суд подает выводы относительно важного государственного вопроса-об отстранении Президента Украины от должности в порядке импичмента. Но предметом рассмотрения в данном случае является не само наличие оснований для импичмента, а лишь процессуальные вопросы, связанные с соблюдением конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста.
Проверке подлежит соблюдение порядка создания согласно ст. 111 Конституции специальной временной следственной комиссии, правомочность состава и действий временной следственной комиссии при проведении расследования и принятия решения об обвинении Президента.
Вопрос о полномочиях Конституционного Суда Украины определяются также ст. 159 Конституции, где закреплено, что Конституционный Суд дает заключения относительно соответствия требованиям ст.157, 158 Конституции внесенных Президентом или двумя третями от конституционного состава Верховной Рады законопроектов об изменениях к Конституции Украины, а п. 28 ст. 85 предусмотрено также представление заключения о нарушении Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции Украины или законов Украины при решении вопроса о досрочном прекращении ее полномочий.
При решении указанных вопросов, предусмотренных этой статьей, Конституционный Суд не принимает решения, а дает выводы.
Вывод Конституционного суда должен содержать ответ на рассматриваемый вопрос с точки зрения Конституции.
Выводы Конституционного Суда Украины, как и его решение является окончательным, обжалованию не подлежат и обязательны к исполнению. Несоблюдение выводов Конституционного суда влечет ответственность по закону.