Новая редакция ст. 2 Конституции Украины с Комментариями.

Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию.

Украина является унитарным государством.

Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной.

Комментарий к ст. 2 Конституции Украины

В части 1 статьи говорится о распространении суверенитета Украины на всю ее территорию. Суверенитет (от франц. souverainete – верховная власть) – верховенство, единство, полнота, самостоятельность и независимость субъекта власти от других социальных субъектов в формировании и реализации внутренней и внешней политики. Суверенитет является общепризнанным принципом международного права, закрепляется в Уставе ООН, других международных договорах и соглашениях.

В юридической науке различают народный, национальный (суверенитет народа как политической нации) и государственный суверенитет, признавая народный суверенитет приоритетным. Поскольку в ч. 1 речь идет о суверенитете Украины, то есть основания утверждать, что все вышеупомянутые виды суверенитетов распространяются на всю ее территорию. Никакая часть территории Украины не может провозгласить себя независимым в отношении Украинского народа и государства.

Суверенитет это признак носителя власти, которая обеспечивает ему возможность и реальную способность ее осуществлять. При этом под властью понимают сознательно волевые отношения между людьми и их организациями в процессе которых те, что имеют власть, определяют поведение подвластных, опираясь в необходимых случаях на возможность применения принуждения. Власть народа и государства характеризуется такими признаками:

– является высшей (верховной) в политической системе;

– окончательное принятие властных решений по наиболее важным вопросам;

– является общей, поскольку распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства;

– является автономной в отношениях с другими субъектами политической системы отечественного общества и международными органами и организациями, зарубежными странами, их институциями.

Под территорией, на которую распространяется суверенитет Украины, понимают часть земного шара, в состав которой входят: сухопутная территория, водная территория (внутренние морские воды и территориальное море), воздушная территория (пространство над сухопутной и водной территориями, до космического пространства), подземная территория (пространство под сухопутной и водной территориями, до технически доступной глубины), континентальный шельф, исключительная (морская) экономическая зона. К территории Украины относятся морские, речные, подводные, воздушные и космические корабли (суда), находящиеся в открытом море, в космосе и законно несут флаг или знак Украинского государства, территории дипломатических представительств и консульских учреждений, экспедиций, подводных кабелей, проложенных в открытом море, соединяющие части Украины. Именно поэтому ч. 1 ст. 13 Конституции Украины предусматривает, что «земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа».

При этом необходимо учесть положения Закона Украины «О исключительную (морскую) экономическую зону Украины» от 16 мая 1995 г., с изменениями, по состоянию на 1 августа 2003 г., в ст. 2 регламентирует, что «морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, что ей належат, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины. Ширина исключительной (морской) экономической зоны составляет до 200 морских миль, отсчитанных от тех же исходных линий, что и территориальное море Украины». Делимитация исключительной (морской) экономической зоны осуществляется путем заключения соглашений с государствами, побережья которых противоположные или смежные побережью Украины, на основании принципов и критериев, общепризнанных в международном праве.

В части 2 ст. 2 Конституции Украины говорится о том, что Украина является унитарным государством. Унитарное государство (от франц. unitaire – единое, от лат. unitas – единство, единение, единое целое) – государство, территория которой делится на административно территориальные единицы, не имеющие статуса государственных образований, не имеющих признаков суверенитета, хотя отдельные из них и могут иметь статус территориальной автономии. Унитарной Украине свойственны определенные признаки:

– разделение Украины исключительно на административно территориальные единицы (области, районы, города, поселки, села), которые не имеют признаков государственности, не пользуются суверенитетом;

– единственная общегосударственная Конституция, действие которой распространяется на всю территорию страны и которая имеет наивысшую юридическую силу, и это особенно наглядно относительно Конституции Автономной Республики Крым (ч. 2 ст. 8 Конституции Украины);

– единая, общегосударственная система законодательства, которое принимается исключительно общегосударственными органами и действие которого распространяется на всю территорию государства;

– единая система государственных органов, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, на всех физических и юридических лиц;

– единственное общегосударственное гражданство, которое, в этом случае, означает, что административно территориальные единицы в Украине не могут иметь своего гражданства;

– единственное право сношений с другими государствами, международными органами и организациями только на уровне всей Украинского государства, а не на уровне ее отдельных административно территориальных единиц.

Определенная часть или части унитарного государства могут иметь статус территориальной автономии, свою систему нормативно правовых актов, собственные представительные, исполнительные, контрольно надзорные органы, свою символику и т. д., поскольку под территориальной автономией понимают самостоятельную территориальную единицу в составе унитарного государства, имеющая некоторую самостоятельность в установленных этим государством рамках. Такой статус в Украине имеет Автономная Республика Крым, конституционно правовой статус которой урегулирован прежде всего в главе X Конституции Украины.

Украина является унитарной децентрализованной государством, поскольку в ее составе есть Автономная Республика Крым, которая пользуется статусом административно-территориальной автономии.

В части 3 комментируемой статьи указано, что территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. Прежде всего следует отметить, что согласно ст. 1 Закона Украины «О государственном границу Украины» от 4 ноября 1991 г. с изменениями, по состоянию на 5 ноября 2009 г., под государственной границей Украины необходимо понимать линию и вертикальную поверхность, проходящую по этой линии, которые определяют границы территории Украины – суши, вод, недр, воздушного пространства.

Статья 3 указанного Закона определяет, что государственная граница Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, устанавливается: 1) на суше – по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 2) на море – по внешней границе территориального моря Украины; 3) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках (ручьях) – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы государственной границы Украины к берегам озера или другого водоема. Государственную границу Украины, проходящей по реке (ручью), озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки (ручью) в ту или иную сторону; 4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до их заполнения; 5) на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через пограничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьев), – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы Украины на воде.

Особенно важным в аспекте статьи Конституции Украины, что комментируется, является то, что Закон Украины «О государственном границу Украины» от 4 ноября 1991 г., с изменениями по состоянию на 5 ноября 2009 г. определяет в статьях 5 и 6 понимание территориального моря и внутренних вод Украины. Так, отмечается, что к территориальному морю Украины относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Географические координаты этих точек утверждаются в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. В отдельных случаях другая ширина территориального моря Украины может устанавливаться международными договорами Украины, а при отсутствии договоров – соответственно общепризнанным принципам и нормам международного права.

А к внутренним водам Украины относятся: 1) морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Украины; 2) воды портов Украины, ограниченные линией, проходящей через постоянные портовые сооружения, которые наиболее выступают в сторону моря; 3) воды заливов, бухт, губ и лиманов, гаваней и рейдов, берега которых полностью принадлежат Украине, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; 4) воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Украине; 5) ограниченная линией государственной границы часть вод рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Украине.

Комментируя целостность и неприкосновенность территории Украины, прежде всего следует обратить внимание на то, что в целом целостность и неприкосновенность государства рассматриваются как составляющие так называемого принципа территориального верховенства государства, в соответствии с которым власть государства может осуществляться исключительно государственными органами и распространяться на всех физических и юридических лиц, находящиеся на территории государства, последняя может применять все, предусмотренные в законодательстве, властные полномочия в отношении отечественных и иностранных физических и юридических лиц.

Положения ч. 1 ст. 13 Конституции Украины «земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа», а также ст. 73 Конституции Украины, что «исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины», то есть, что только народ Украины является владельцем территории Украины и только он может решать вопросы об изменении территории Украины, позволяют с полной уверенностью говорить о принцип территориального верховенства народа, который является приоритетным относительно принципа территориального верховенства государства, производным от народного суверенитета и также охватывает принципы целостности и неприкосновенности территории Украины в пределах существующей границы.

Принципы целостности и неприкосновенности территории страны закреплены во многих международных договорах и соглашениях. Они близки по смыслу, но не тождественны. Принцип целостности означает запрет насильственного (вооруженного или иного) расчленения, захват или отделения части территории страны. А принцип неприкосновенности предусматривает запрет любой агрессии со стороны одного государства, совокупности государств, международных органов, организаций и объединений в отношении другого государства.

Принципы целостности и неприкосновенности территории Украины в пределах существующей границы нашли свое дальнейшее воплощение в частях 1,2, 3,6 и 7 ст. 17 Конституции Украины, где речь идет о защите суверенитета и территориальной целостности Украины, оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, обеспечении государственной безопасности и защите государственной границы Украины, запрет на территории Украины создание и функционирование любых вооруженных формирований, расположение иностранных военных баз.

Вместе с тем целостность и неприкосновенность территории Украины в пределах существующей границы не исключают возможности изменения территории Украины, что может произойти путем проведения всеукраинского референдума, согласно уже цитированной ст. 73 Конституции Украины и действующего законодательства Украины.

Другой комментарий к статье 2 Конституции Украины

Суверенитет – это один из основных признаков каждого государства. Государственный суверенитет Украины был провозглашен в указанной декларации о государственном суверенитете Украины. В соответствии с ней Верховная Рада провозгласила государственный суверенитет как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях. Защита суверенитета и территориальной целостности Украины является важнейшей функцией государства, делом всего украинского рода, ее выполнение возлагается на Вооруженные Силы Украины. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Ни одна часть этой территории не может провозгласить себя независимой от суверенной власти государства.

Часть вторая комментируемой статьи содержит положение о том, что по своим государственным устройством Украина является унитарным государством.

В отличие от федерации и конфедерации, унитарные государства имеют единую конституцию, единый высший представительский орган государственной власти, единое правительство, единые вооруженные силы, налоговую систему, проводят единую внешнюю политику и т.д.

Унитарная форма государственного устройства для Украины является наиболее оправданной, поскольку она соответствует ее этническому составу, историческом прошлом, экономическим и культурным реалиям. В отличие от Украины, например, о Российской Федерации такого сказать нельзя. В таком многонациональном государстве, как Россия, наиболее приемлемой является федеративная форма государственного устройства, поскольку федерация дает возможность органично сочетать общие интересы всего народа России с интересами каждой нации и народности.

В отдельных случаях в состав унитарных государств могут входить одна или несколько административно – территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных образований. В Украине такой статус имеет Автономная Республика Крым, которая согласно Конституции является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией, решает вопросы, отнесенные к ее ведению (см. комментарий к разделу X).

В части третьей статьи сказано о том, что в пределах существующей границы территория Украины является целостной и неприкосновенной. Общеизвестно, что ни одно государство не может существовать без территории. Территория – это признак, присущий любому государству. Территория государства отделяется от территории других государственными границами. Принципы международного права включают целостность и неприкосновенность государственной территории. Целостность означает запрет насильственного разделения территории государства. Под неприкосновенностью государственной территории понимают то, что другие государства обязаны воздерживаться от любых посягательств на то-территорию суверенных государств.

Украина, как и любое государство, на своей территории обладает всей полнотой суверенной власти, то есть только она осуществляет территориальное верховенство.

Составляющими государственной территории являются ее суша, континентальный шельф, водные. Подземные и воздушные пространства. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, имеющие флаг или отличительные знаки данного государства, подводные телеграфные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие этому государству, но находящихся за пределами ее территории.