Новая редакция ст. 26 Конституции Украины с Комментариями.
Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, – за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.
Иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом.
Комментарий к ст. 26 Конституции Украины
Данная статья посвящена правовому статусу иностранцев и лиц без гражданства, его специфике.
В части 1 этой статьи комментирование нуждаются прежде всего термины «иностранцы» и «лица без гражданства». По Закону Украины от 4 февраля 1994 г. «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» иностранцами признаются лица, которые не находятся в гражданстве Украины и являются гражданами (подданными) другого государства или государств, а лицами без гражданства – лица, которых ни одно государство соответственно своему законодательству не считает своими гражданами (ст.1). Лиц без гражданства называют еще апатридами.
Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства определяется внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств. Из международных актов в этой области действуют Конвенция о статусе апатридов (1954 г.), Конвенция о сокращении безгражданства (1961 г.) др.
По Закону Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в основном совпадают. При этом Закон, как и Конституция Украины, исходит из общего принципа уравнивания в главном прав и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях (ч. 1 ст. 26 Конституции Украины) с правами и обязанностями граждан Украины. Согласно Закону Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» такими законными основаниями является іммігрування в Украину на постоянное проживание или для трудоустройства на определенный срок, а также временное пребывание на ее территории в соответствии с установленными правилами. Иностранцы и лица без гражданства, которые иммигрировали на постоянное проживание или для временного трудоустройства, получают виды соответственно на постоянное или временное проживание.
Что же касается иностранцев и лиц без гражданства, оказавшихся в Украине на незаконных основаниях, то к ним принимают соответствующие меры воздействия, включая их принудительное выдворение за пределы страны.
В предусмотренных законом случаях иностранцы и лица без гражданства могут получить статус беженца. Беженцем считается лицо, которое не является гражданином Украины и вследствие вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений (ст. 1 Закона Украины «О беженцах»). Этим же Законом регулируются основания и порядок приобретения статуса беженца.
Центральным органом государственной исполнительной власти, на который возложены функции по реализации государственной политики по вопросам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц, а также по делам миграции в границах, определенных законодательством о беженцах, является Государственная миграционная служба Украины.
Иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, имеют право на предпринимательскую деятельность, труд, отдых, охрану здоровья, социальную защиту, образование, жилье, свободу совести и тому подобное. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Украины и другими лицами в соответствии с законодательством Украины. Иностранцам и лицам без гражданства гарантируются неприкосновенность личности, жилья, невмешательство в личную и семейную жизнь, тайна переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, уважение их достоинства наравне с гражданами Украины.
В то же время Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» предусмотрено, что осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства предоставленных им прав и свобод не должно наносить ущерб национальным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам ее граждан и других лиц, которые проживают в Украине. Иностранцы и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и законы Украины, уважать традиции и обычаи народа Украины (ст. 2)
Часть 1 ст. 26 предусматривает исключения, касающиеся правового статуса иностранцев и лиц без гражданства по сравнению с правовым статусом граждан Украины. Эти исключения установлены самой Конституцией, законами или международными договорами Украины. В области политических прав, в частности, иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов самоуправления, а также участвовать в референдумах. Они не обязаны отбывать военную службу в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях.
Предусмотрен также ряд особенностей для въезда в Украину и выезда из Украины иностранцев и лиц без гражданства. Они, в частности, могут въезжать в Украину по национальным паспортным документам. При этом иностранцы и лица без гражданства должны получить в установленном порядке въездную визу, если другое не предусмотрено международными договорами и законодательством Украины.
Транзитный проезд иностранцев и лиц без гражданства через территорию Украины в страны назначения также разрешается при наличии транзитных виз, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством Украины. Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» предусмотрены случаи, когда въезд в Украину или выезда иностранцев и лиц без гражданства из Украины не разрешается.
За нарушение иностранцами и лицами без гражданства установленного порядка пребывания в Украине, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Украины, к ним применяются установленные законом меры юридической ответственности. Среди них выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Украины по решению органов внутренних дел, органов охраны государственной границы (относительно лиц, которые задержаны в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы в Украину) или Службы безопасности Украины. Такое выдворение может иметь место, если действия иностранца или лица без гражданства противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка; это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины; иностранец или лицо без гражданства грубо нарушили законодательство о свой правовой статус (ст. 32 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»).
Часть 2 ст. 26 предусматривает возможность предоставления иностранцам и лицам без гражданства убежища в Украине. Решение о предоставлении убежища принимает Президент Украины (п. 26 ст. 106 Конституции). Но сам порядок предоставления убежища законом у нас урегулирован недостаточно. И в международном праве институт политического убежища является в основном обычно правовым. Под политическим убежищем здесь понимают предоставление государством тому или иному лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым она подвергалась (или могла быть) в стране своего гражданства или постоянного места жительства. При этом к политическим мотивам относится не только преследования за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и тому подобное.
Предоставление убежища – это суверенное право каждого государства. Национальным законодательством регулируются основания и процедура (судебная или административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших этот приют. В международном праве, однако, есть нормы, касающиеся обязанностей государств не предоставлять политического убежища соответствующим категориям лиц. В частности, п. 2 ст. 1 Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о территориальном убежище (1967г.) предусмотрено, что право пользоваться политическим убежищем не признается за лицом, в отношении которого есть серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Общепризнанным также является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовный преступление.
Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее политическое убежище, а также предоставлять квазідипломатичний защиту в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Политическое убежище прекращается, если исчезли причины или если соответствующее лицо натурализовалось (получила гражданство) в стране, которая предоставила убежище.
Другой комментарий к статье 26 Конституции Украины
Под иностранцами в данной статье следует понимать лиц, которые имеют гражданству иностранных государств, а под лицами без гражданства – тех, Которые вообще не имеют гражданства никакого государства.
Права иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины соответствуют общепризнанным нормам международного/права. Иностранцы и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.
Более детально основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно находящихся в Украине, закреплены в Законе Украины от 4 февраля 1994 г. “О правовом статусе иностранцев”.
Иностранцы и лица без гражданства имеют право заниматься инвестиционной, внешнеэкономической и другими видами предпринимательской деятельности, предусмотренными законами Украины; обладать правами и обязанностями в трудовых отношениях; на отдых. наравне с гражданами Украины; пользоваться в случае постоянного проживания медицинской помощью наравне с ее гражданами; на социальную защиту; на жилье; иметь в собственности любое имущество, наследовать и завещать его, а также иметь личные неимущественные права; на образование (в случаях постоянного проживания наравне с гражданами Украины); пользоваться достижениями культуры и прочее.
Осуществление иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерб национальным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам граждан и других лиц, проживающих в Украине. Они обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы Украины, уважать традиции и обычаи народа Украины.
В то же время иностранцы имеют определенные ограничения в реализации своих прав в Украине. В частности, они не могут быть членами политических партий Украины, избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, участвовать в референдумах, на них не распространяется всеобщая воинская обязанность, они не проходят военную службу в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, созданных согласно законодательству Украины.
Свои права иностранцы защищают путем обращения в суд или другие государственные органы. В судопроизводстве они пользуются такими же процессуальными правами, что и граждане Украины.
Порядок въезда в Украину и выезда из нее иностранных граждан регламентируется Законом Украины “О Правовом статусе иностранцев” и постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 1995 г. “О Правилах въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию”.
Иностранцы въезжают в Украину, выезжают с Украины и следуют транзитом по ее территории через пункты пропуска на государственной границе по национальным паспортом и при наличии соответствующей визы, если другой порядок въезда и выезда не установлен законодательством Украины. Граждане государств, с которыми Украиной заключены международные договоры о взаимных безвизовых поездках, въезжают в Украину по действительным национальным паспортом.
Лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, за границу выезжают за удостоверением лица без гражданства для выезда за границу и визой на выезд из Украины.
Транзитный проезд иностранцев через территорию Украины разрешается при наличии у них транзитной украинской визы, визы страны назначения, проездных билетов или других документов, подтверждающих транзитный характер поездки.
Иностранцы, прибывшие в Украину на законном основании, подлежат регистрации в течение трех рабочих дней за исключением случаев, предусмотренных соответствующими международными договорами Украины и нормативными актами Украины.
Въезд в Украину и выезд из Украины не разрешается на основаниях, установленных ст. 25 и 26 указанного выше Закона Украины “О правовом статусе иностранцев”. В частности, въезд в Украину иностранцев не разрешается, если он будет противоречить интересам безопасности Украины, охраны общественного порядка, если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины и других лиц, проживающих в стране, и тому подобное. Выезд иностранцев из Украины может быть запрещена в случаях, когда в отношении них ведется дознание или предварительное следствие или уголовное дело рассматривается судом; в случае осуждения за совершение преступления (за исключениями, предусмотренными международными договорами Украины); когда такой выезд не отвечает интересам безопасности Украины и Украина придерживается международных обязательств по защите прав человека, которая вынужденно покинула страну своей гражданской принадлежности или страну своего постоянного проживания. В частности, иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом. Предоставления убежища регулируется Законом Украины от 24 декабря 1993 г. “О беженцах”.
Беженцами, которым предоставляется убежище, могут быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований за признаками расовой, национальной принадлежности, отношения к религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений вынуждены оставить территорию государства, гражданами которого они являются или где они постоянно проживают и не могут или не желают пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений.