Новая редакция ст. 27 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь.

Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства – защищать жизнь человека.

Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств.

Комментарий к ст. 27 Конституции Украины

Право на жизнь относится к неотъемлемым, основополагающим правам человека. Оно закреплено во всех важнейших международных договорах о правах человека и ст. 27 Конституции Украины соответствует этим международно правовым документам. Понимание права на жизнь по Конституции Украины возможно исключительно в контексте по крайней мере двух ее статей 3 и 27, где ст. 3 формирует основополагающий ценностный подход украинского государства человек, его жизнь и здоровье как к «наивысшей социальной ценности» в Украине, а в ст. 27 закреплено общее содержание личного права на жизнь. Учитывая ч. 1 ст. 22 Конституции Украины, которая устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина, закрепленные этой Конституцией, не являются исчерпывающими», и принимая во внимание часть 1 ст. 9 Конституции Украины, содержание конституционного права на жизнь следует понимать также с учетом Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Протокола 6 к этой Конвенции и других международных договоров о правах человека.

Субъектом права на жизнь является человек, независимо от того, является ли она гражданином Украины. С учетом ст. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Украина обязана обеспечить право на жизнь, как и остальные конвенционных прав человека в отношении всех людей, находящихся под юрисдикцией государства. Именно так и следует понимать пространственное действие ст. 27 Конституции Украины. Но ни в украинском, ни в международном праве не существует единого определения человека. Согласно законодательству Украины человек появляется в момент рождения и исчезает после ее смерти. Это означает, что украинское законодательство не рассматривает нерожденного существо как человека, хотя и может признавать в случаях, установленных законом, интересы зачатого, но еще не рожденного ребенка» (ч. 2 ст. 25 ГК Украины). Такой подход совпадает с нормами международных договоров Украины о правах человека, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Право на жизнь содержит такие составляющие: неотъемлемость права человека на жизнь, запрет произвольного лишения жизни, право защищать свою жизнь и жизнь других людей от противоправных посягательств. Признается право лица лишить жизни другого человека вследствие неизбежной необходимости применить силу в случаях, определенных законом.

Главным в статье 27 является провозглашение неотъемлемости права на жизнь, которое принадлежит каждому человеку, независимо от расы, цвета кожи, политических убеждений, гражданства и тому подобное. Неотъемлемость права на жизнь следует рассматривать как следствие естественности этого права. Никто, в том числе Конституция, не наделяют человека правом на жизнь. Конституция Украины признает, что человек имеет это право в силу лишь того факта, что она является человеком.

Обязанность защищать жизнь человека, а значит, и обеспечивать право на жизнь, возложенное Конституцией Украины на государство. Статья 27 сформулирована прежде всего именно как непосредственная обязанность государства (ч. 2 ст. 27). Поэтому согласно Конституции Украины украинское государство принимает на себя определенные обязанности по защите жизни человека. Такими обязанностями следует прежде всего считать: установление юридической (уголовной) ответственности за противоправное посягательство на жизнь человека и противоправное лишение ее жизни; запрет лишать любого человека жизни своевольно; запрет экстрадиции лица в страну, в которой к нему может быть применена смертная казнь; запрет высылки лица в государство, в котором будет существовать угроза ее жизни; внедрение организационно правовых средств защиты права на жизнь, в частности в условиях, когда существует высокая вероятность абсолютной угрозы жизни человека; внедрение правовых гарантий защиты лица, защищает свою жизнь и здоровье или жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств.

Реализация этих обязанностей привела к принятию в украинском законодательстве целого ряда правовых норм, которые должны обеспечивать наиболее полное соблюдение права на жизнь. Так, УК признает преступными различные виды умышленного или неосторожного лишения жизни и вводит понятие необходимой обороны и крайней необходимости. В соответствии с обязательствами по Конвенции о защите прав человека и основных свобод (дано согласие на обязательность Верховной Радой Украины 14 июля 1997 г), Украина не имеет права совершать экстрадицию в государства, в которых может быть применена в этих лиц смертная казнь. В Украине признается запрет высылать или принудительно возвращать любое лицо в государство, в котором будет существовать угроза его жизни. Это вытекает из закрепленного в ч. 2 ст. 26 Конституции права на убежище. Предоставления статуса беженца согласно Закону Украины «О беженцах» происходит в случае, если лицо, обратившееся за предоставлением статуса беженца, вследствие вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений (ч. 1 ст.1). Конституция Украины и Закон Украины «О чрезвычайном положении» не содержат положений о возможности любых ограничений права на жизнь в условиях чрезвычайного положения, а следовательно, исключающих такие ограничения.

Обязанность украинского государства обеспечить право на жизнь и таким образом защитить жизнь человека следует рассматривать как одновременно ее положительный и отрицательный конституционный долг. Положительный обязанность заключается в обязательстве Верховной Рады Украины (как орган законодательной власти) и других органов украинского государства (уполномоченных на принятие подзаконных актов законодательства) выполнить конституционный предписание о создании законодательства, которое бы обеспечивало соблюдение в Украине конституционного права на жизнь. Такая деятельность абсолютно необходима, учитывая сложность этого права и развитие в мире представлений о его содержании. Эта деятельность касается также полноценной национальной имплементации актов динамического толкования международными органами международных договоров о правах человека, согласие на обязательность предоставлено Верховной Радой Украины.

Негативный обязанность украинского государства относительно конституционного права человека на жизнь заключается в обязательстве создать надлежащие организационные, кадровые, финансовые и другие условия, чтобы обеспечить практическое выполнение соответствующего законодательства. Неспособность или нежелание государства это сделать будет свидетельствовать о нарушении нормы Конституции, например, дерзкое промедление в проведении необходимых следственных действий по делу об убийстве или отказ судей применять решения Европейского суда по правам человека по защите права на жизнь, когда для этого есть основания.

Украина ратифицировала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни и отказалась от смертной казни как способа уголовного наказания. В действующем Уголовном кодексе Украины смертная казнь исключена из видов наказаний.

Право на жизнь не относится к абсолютным, то есть не существует абсолютного, ничем не ограниченного запрета лишать человека жизни. Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Украины «никто не может быть произвольно лишен жизни». В отдельных случаях человек может быть лишен жизни вследствие неминуемой потребности применить силу. Но такие случаи, поскольку они ограничивают конституционное право человека, должны быть установлены исключительно законами Украины (п. 1 ст. 92 Конституции Украины). Кроме того, на случаи неизбежной необходимости применить силы указывают международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины: «а) при защите любого человека от незаконного насилия; b) для осуществления законного ареста или при предотвращении бегства человека, законно находится под стражей; с) в действиях, законно совершенных с целью подавления бунта или мятежа» (ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод).

Лишение жизни при защите любого человека от незаконного насилия может иметь место или в случае защиты от незаконного насилия собственной жизни, или в случае защиты от такого насилия другого лица. Именно это ограничение права на жизнь предусматривает ч. 3 ст. 27 Конституции Украины.

Законом Украины «О милиции» установлены основания и условия применения силы (ст. 15), в частности огнестрельного оружия (статьи 12-14), работниками органов по поддержанию правопорядка при исполнении ими своих обязанностей. Отдельные вопросы применения оружия определены Законом Украины «Об Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Украины», действие которого распространяется на Государственную пограничную службу Украины, Службу безопасности Украины, внутренние войска Министерства внутренних дел Украины, войска Гражданской обороны Украины и на другие военные формирования, созданные согласно законов Украины, Государственную специальную службу транспорта (ч. 3 Преамбулы).

Європейський суд з прав людини та інші міжнародні органи по захисту прав людини головними критеріями при правовій оцінці фактів застосування сили, включаючи зброю, під час здійсненні законного арешту або для запобігання втечі особи, яка законно тримається під вартою, вважають домірність, доцільність та абсолютну необхідність.

В українському законодавстві не сформульовані додаткові підстави застосування вогнепальної зброї працівниками органів по підтримці правопорядку при вчиненні правомірних дій для придушення заворушення або повстання. Це означає, що такими підставами можуть бути лише ті, що зазначені в пунктах 1–6 ч. 1 ст. 15 Закону України «Про міліцію».

Слід зазначити, що під час придушення заворушення або повстання зберігаються заборони, встановлені Законом України «Про міліцію» для використання зброї працівниками органів по підтримці правопорядку: «Забороняється застосовувати заходи фізичного впливу, спеціальні засоби і вогнепальну зброю до жінок з явними ознаками вагітності, осіб похилого віку або з вираженими ознаками інвалідності та малолітніх, крім випадків вчинення ними групового нападу, що загрожує життю і здоров’ю людей, уповноважених осіб, або збройного нападу чи збройного опору». «Забороняється застосовувати і використовувати вогнепальну зброю при значному скупченні людей, якщо від цього можуть постраждати сторонні особи» (ч. 2 ст. 15). Таким чином, при вчиненні правомірних дій для придушення заворушення або повстання перевага повинна бути віддана не застосуванню вогнепальної зброї, а застосуванню заходів фізичного впливу і спеціальних засобів. Вся міжнародно правова практика, що стосується оцінки правомірності позбавлення життя при вчиненні правомірних дій для придушення заворушення або повстання, базується на застосуванні принципу «абсолютної необхідності».

Проблемними питаннями, які можуть бути пов’язаними із застосуванням ст. 27 Конституції України, є самогубство, евтаназія, аборт Самогубство – позбавлення людиною самою себе (без сторонньої допомоги) власного фізичного життя, що має місце внаслідок добровільного, обміркованого рішення або внаслідок рішення, що виникає у стані афекту. Сучасна теорія права виходить із загального визнання за особою права свідомо розпоряджатися власним життям. У разі психічного розладу особи, яка скоює або проявляє реальний намір скоїти дії, які становлять безпосередню загрозу для неї або оточуючих, така особа може бути примусово госпіталізована (ч. 1 ст.14 Закону України «Про психіатричну допомогу»), Доведення до самогубства згідно з Кримінальним кодексом України є злочином (ст.120 КК України).

Від самогубства слід відрізняти евтаназію – штучне позбавлення людини життя при наявності волевиявлення з її сторони за допомогою медичних засобів у випадках невиліковної хвороби чи серйозного порушення здоров’я (смертельні травми тощо) цієї людини. У державах, що визнають евтаназію, особлива увага приділяється правовому регулюванню встановлення волевиявлення особи, яка погоджується на евтаназію. Українське законодавство за будь яких обставин не визнає правомірність евтаназії і кваліфікує її як злочин. У міжнародному праві залишається відкритим питання, чи охоплює право на життя також і обов’язок людини жити, а також, чи може людина за допомогою іншої людини свідомо відмовитися від цього свого права. Практика міжнародних органів із захисту прав людини залишає це питання на розсуд кожної держави.

Аборт – штучне переривання вагітності. В Україні відсутня заборона провадити аборти. Але законодавство містить численні норми, що стосуються медичної практики щодо абортів і спрямовані на захист життя та здоров’я жінки. За медичними показаннями можливе штучне переривання вагітності. Умови і порядок її проведення врегульовані «Про порядок штучного переривання вагітності від 12 до 28 тижнів» і Додатком II «Переліку соціальних показань, при яких може бути проведено штучне переривання вагітності». Незаконне проведення аборту тягне за собою кримінальну відповідальність (ст. 134 КК України). У міжнародному праві не міститься положень про заборону або про правомірність абортів. В універсальних чи регіональних договорах про права людини держави, через наявність численних релігійних та ідеологічних чинників, намагаються максимально уникати будь якої конкретної відповіді на питання, з якого часу людський ембріон можна вважати людиною. Наприклад, у Конвенції про права дитини, згода на обов’язковість якої надана Верховною Радою України (набула чинності для України 27.09.91 р.) дитина визначена як будь яка людська істота до досягнення нею 18 річного віку (ст. 1). Конвенція про захист прав людини та основоположних свобод (набула чинності для України 11.09.97 р.) і практика її застосування відносить встановлення рівноваги між інтересами вагітних жінок та законною необхідністю захисту ембріона до повноважень держав учасниць Конвенції.

Стаття 27 закріплює право кожного «захищати своє життя і здоров’я, життя і здоров’я інших людей від протиправних посягань» (ч. 3). Такі дії можуть вчинятись внаслідок необхідної оборони або крайньої необхідності. Необхідною обороною визнаються «дії, вчинені з метою захисту охоронюваних законом прав та інтересів особи, яка захищається, або іншої особи, а також суспільних інтересів та інтересів держави від суспільно небезпечного посягання шляхом заподіяння тому, хто посягає, шкоди, необхідної і достатньої в даній обстановці для негайного відвернення чи припинення посягання, якщо при цьому не було допущено перевищення меж необхідної оборони» (ч. 1 ст. 36 КК України). Перевищенням меж необхідної оборони визнається умисне заподіяння тому, хто посягає, тяжкої шкоди, яка явно не відповідає небезпечності посягання або обстановці захисту (ч. 2 ст. 36 КК України). Не є злочином заподіяння шкоди правоохоронюваним інтересам у стані крайньої необхідності, тобто для усунення небезпеки, що безпосередньо загрожує особі чи охоронюваним законом правам цієї людини або інших осіб, а також суспільним інтересам чи інтересам держави, якщо цю небезпеку в даній обстановці не можна було усунути іншими засобами і якщо при цьому не було допущено перевищення меж крайньої необхідності. Перевищенням меж крайньої необхідності є умисне заподіяння шкоди правоохоронюваним інтересам, якщо така шкода є більш значною, ніж відвернена шкода (ч. 2 ст. 39 КК України).

Другой комментарий к статье 27 Конституции Украины

Право на жизнь является первым из неотъемлемых прав человека. Исходя из этого, никто не может быть произвольно лишен жизни. Без соблюдения этого права все остальные права не имеют ценности и полезности, поэтому оно должно охраняться законом.

Согласно международным соглашениям, стороной которых является Украина, в частности Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 6), это право не является абсолютным. В некоторых, определенных законом случаях допускается намеренное прекращение человеческой жизни. Запрещается только “своевольное” его лишение.

Согласно положений указанного Пакта в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления, и

Выполнение таких приговоров может быть осуществлено исключительно по вступившему в силу закону. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях. Пакт запрещает также вынесение смертного приговора лицам, младшим 18 лет, совершившим преступление, а смертный приговор не выполняется также в отношении беременных женщин.

Подобные нормы действуют и в нашем национальном законодательстве. Протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, подписанная от имени Украины, устанавливает полную отмену смертной казни, однако следует иметь в виду, что присоединение к этому протоколу не является обязательным условием присоединения к самой конвенции.

Право на жизнь является правом, которое непосредственно входит в сферу ответственности государства за его осуществление. Это не означает, однако, только обязанность уважения права на жизнь со стороны государства. На последнюю возлагается также обязанность защищать указанное право.

Составной частью этого права является также право каждого защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств (см. комментарий к ст. 55).