Новая редакция ст. 34 Конституции Украины с Комментариями.

Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом – по своему выбору.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Комментарий к ст. 34 Конституции Украины

Установленное ст. 34 Конституции Украины право на свободу мысли и слова относится к группе гражданских прав и свобод человека и гражданина и предусматривает предоставление каждому возможности на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Это право признается неотъемлемым правом человека и гражданина не только в теории конституционного права, но и в целом ряде международных нормативно-правовых актов.

На его значимость одними из первых указали мыслители эпохи Нового времени и Просвещения, когда, стоя у истоков либеральной мысли, Дж. Локк писал о том, что свобода мысли прямо связана с присущим человеку типом существования. Конечно, словосочетание «свобода мысли» не означает, что государство или кто-либо другой может установить контроль над процессом мышления человека, который является внутренним по своей сути. Свобода мысли означает прежде всего свободу в выборе своего собственного мнения, а также своих собственных убеждений, которые выражаются во внешней форме. Таким образом, человека нельзя заставить думать в тот или иной образ и любое государство не должно ставить перед собой подобную цель. Несколько позже эти идеи получили свое развитие в работах И. Кантата Й. Е Фихте, а также в трудах практически всех без исключения представителей либеральной правовой мысли.

Впрочем, характеризуя право на свободу мысли и слова, следует подчеркнуть, что оно связано не только с индивидуальной природой человека (в этом смысле оно органически входит в систему так называемых «естественных прав человека»), но и с ее социальным существованием, ведь это право обеспечивает появление и развитие гражданского общества. Действительно, сама идея автономности гражданского общества и его самостоятельности (хотя это не означает, что «автономное» гражданское общество должно обязательно противостоять государству) может быть реализована на практике только при условии обеспечения прав каждого индивида как члена гражданского общества на свободу мысли и слова. Более того, в процессе взаимодействия гражданского общества и государства его эффективность прямо коррелирует с тем, насколько полной и объективной является информация граждан о состоянии государства, а также тех органов государственной власти и их должностных лиц, на которых возложено исполнение государственных функций. В этом аспекте информационная открытость органов государственной власти и местного самоуправления является важным залогом конструктивного взаимодействия государства и гражданского общества.

Одновременно с реализацией права на свободу мысли и слова связано становление в Украине информационного общества. Это направление развития общественных отношений является важным, учитывая то, что они дают возможность обеспечить позитивные изменения в жизнедеятельности общества и человека в Украине, а именно: увеличить уровень защиты прав и свобод человека и его благосостояния, активизировать участие граждан в управлении государством, содействовать развитию демократии; повысить конкурентоспособность Украины, эффективность государственного управления, производительность труда во всех сферах экономики, уровень информационной безопасности человека, общества, государства, степень развития информационно телекоммуникационной инфраструктуры, в частности украинского сегмента Интернета; обеспечить переход экономики к модели научно-технического и инновационного развития, увеличить долю наукоемкой продукции, способствовать качества и доступности услуг образования, науки, культуры, здравоохранения за счет внедрения информационных технологий; расширить возможности человека получать доступ к национальным и мировым информационным электронным ресурсам; создать новые рабочие места, улучшить условия работы и жизни человека; углубить внедрение нормативно правовых основ информационного общества.

Согласно нормам Конституции Украины каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом – на свой выбор. Вместе с тем Основной Закон ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что соответствующее право может ограничиваться законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для под держания авторитета и беспристрастности правосудия.

Все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций. Реализация права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и другие права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических лиц.

Каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, которая касается его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. При этом право на информацию обеспечивается: обязанностью органов государственной власти, а также органов местного самоуправления информировать о своей деятельности и принятых решениях; созданием в государственных органах специальных информационных служб или систем, которые обеспечивали бы в установленном порядке доступ к информации; свободным доступом субъектов информационных отношений к статистическим данным, архивным, библиотечных и музейных фондов (ограничения этого доступа обусловливаются лишь спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, определяемыми законодательством); созданием механизма осуществления права на информацию; осуществлением государственного контроля за соблюдением законодательства об информации; установлением ответственности за нарушение законодательства об информации.

На сегодняшний день в конституционном законодательстве Украины вопросы, связанные с реализацией данного права, регулируются целым рядом нормативно правовых актов. Основным из них является Закон Украины «Об информации», который устанавливает общие правовые основы получения, использования, распространения и хранения информации, закрепляет право личности на информацию во всех сферах общественной и государственной жизни Украины, а также систему информации, ее источники, определяет статус участников информационных отношений, регулирует доступ к информации и обеспечивает ее охрану, защищает личность и общество от ложной информации. Действие этого Закона распространяется на информационные отношения, которые возникают во всех сферах жизни и деятельности общества и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации. Согласно Закону доступ граждан к открытой информации обеспечивается путем: систематической публикации ее в официальных печатных изданиях (бюллетенях, сборниках); распространения ее средствами массовой коммуникации; непосредственного ее предоставления заинтересованным гражданам, государственным органам и юридическим лицам. Порядок и условия предоставления гражданам, государственным органам, юридическим лицам и представителям общественности сведений по запросам устанавливаются законом или договорами (соглашениями), если предоставление информации осуществляется на договорной основе. Ограничение права на получение от крытой информации запрещается законом. Преимущественным правом на получение информации пользуются граждане, которым эта информация необходима для выполнения своих профессиональных обязанностей.

В то же время законом определен еще такой специфический вид информации, как информация с ограниченным доступом. По своему правовому режиму делится на конфиденциальную и тайную.

Конфиденциальная информация – это сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. В отношении информации, являющейся собственностью государства и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, с целью ее сохранения может быть, согласно закону, установлен ограниченный доступ – предоставлен статус конфиденциальной. Порядок учета, хранения и использования документов и других носителей информации, содержащих указанную информацию, определяется Кабинетом Министров Украины.

Правда, к конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, не могут быть отнесены сведения: о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан; о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения; о состоянии дел с правами и свободами человека и гражданина, а также фактов их нарушений; – о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц; другая информация, доступ к которой в соответствии с законами Украины и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не может быть ограниченным.

Граждане, юридические лица, владеющие информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого характера, полученной на собственные средства, или такой, которая является предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого интереса и не нарушает предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты. Исключение составляет информация коммерческого и банковского характера, а также информация, правовой режим которой установлен Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины (по вопросам статистики, экологии, банковских операций, налогов и т. п.), и информация, утаивание которой представляет угрозу жизни и здоровью людей.

К тайной информации относится информация, содержащая сведения, составляющие государственную и другую предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб лицу, обществу и государству. Отнесение информации к категории тайных сведений, составляющих государственную тайну, и доступ к ней граждан осуществляется в соответствии с законом о эту информацию. Порядок оборота тайной информации и ее защиты определяется соответствующими государственными органами при условии соблюдения требований, установленных законом. Порядок и сроки обнародования тайной информации определяются соответствующим законом. Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если эта информация является общественно значимой, то есть если она является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию преобладает над правом ее владельца на ее защиту.

При этом, согласно Решения Конституционного Суда Украины по делу относительно официального толкования статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины «Об информации» и статьи 12 Закона Украины «О прокуратуре» (дело К. Г. Устименко) от 30 октября 1997 года, часть вторая статьи 32 Конституции Украины не допускает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Но отечественным законодательством не полностью определен режим сбора, хранения, использования и распространения информации, в частности относительно психического состояния человека, его принудительного осмотра и лечения, не создана процедура защиты прав личности от противоправного вмешательства в ее личную жизнь психиатрических служб. Закон Украины «Об информации» закрепляет лишь общие принципы доступа граждан к информации, касающейся их лично. Механизм реализации указанного права должным образом не определен. Отсутствует и регулирования использования конфиденциальных данных в сфере психиатрии.

Вместе с тем, характеризуя нормы Закона Украины «Об информации», необходимо еще раз вспомнить Решение Конституционного Суда Украины № 5 зп от 30 октября 1997 года, в котором, в частности, было дано толкование статей 23 и 48 этого Закона. По мнению Конституционного Суда Украины, часть пятую статьи 23 Закона Украины «Об информации» надо понимать так, что каждое лицо имеет право знакомиться с собранной о нем информацией в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, если эти сведения не являются государственной или другой защищенной законом тайной. Медицинская информация, то есть свидетельство о состоянии здоровья человека, историю его болезни, о цели предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе и о наличии риска для жизни и здоровья, по своему правовому режиму относится к конфиденциальной, то есть информации с ограниченным доступом. Врач обязан по требованию пациента, членов его семьи или законных представителей предоставить им такую информацию полностью и в доступной форме. В особых случаях, как и предусматривает часть третья статьи 39 Основ законодательства Украины о здравоохранении, когда полная информация может нанести вред здоровью пациента, врач может ее ограничить. В этом случае он информирует членов семьи или законного представителя пациента, учитывая личные интересы больного. Таким же образом врач действует, когда пациент находится в бессознательном состоянии. В случаях отказа в предоставлении или умышленного сокрытия медицинской информации от пациента, членов его семьи или законного представителя они могут обжаловать действия или бездействие врача непосредственно в суд или по собственному выбору, до медицинского учреждения или органа здравоохранения. Правила использования сведений, которые касаются врачебной тайны – информации о пациенте, в отличие от медицинской информации – информации д ля пациента, устанавливаются статьей 40 Основ законодательства Украины о здравоохранении и частью третьей статьи 46 Закона Украины «Об информации».

В статье 48 Закона Украины «О информацию» определяющими являются нормы, сформулированные в ч. 1 этой статьи, которые предусматривают обжалования установленных Законом Украины «Об информации» противоправных деяний, совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также политическими партиями, другими объединениями граждан, средствами массовой информации, государственными организациями, которые являются юридическими лицами, и отдельными гражданами либо в органы высшего уровня или в суд, то есть за выбором того, кто подает жалобу. Часть 2 ст. 48 Закона Украины «О информацию» лишь устанавливает порядок обжалования противоправных действий должностных лиц в случае обращения в органы высшего уровня, а ч. 3 этой статьи акцентирует внимание на том, что и обжалование, поданное в органы высшего уровня, не является препятствием для последующего обращения гражданина или юридического лица в суд. Часть 3 в контексте всей ст. 48 Закона Украины «О информацию» нельзя понимать как требование обязательного обжалования противоправных действий должностных лиц сначала в органы высшего уровня, а затем – в суд. Непосредственное обращение в суд является конституционным правом каждого.

Важным этапом юридического развития и конкретизации норм и положений Конституции Украины и Закона Украины «Об информации» в части правового регулирования отношений по доступу к информации стало принятие в 2011 г. Закона Украины «О доступе к публичной информации», целью которого является обеспечение прозрачности и открытости субъектов властных полномочий и создание механизмов реализации права каждого на доступ к публичной информации. Как отмечается в ст. 1 этого Закона, публичная информация – это отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации. При этом право на доступ к публичной информации гарантируется: обязанностью распорядителей информации предоставлять и обнародовать информацию, кроме случаев, предусмотренных законом; определением распорядителем информации специальных структурных подразделений или должностных лиц, организующих в установленном порядке доступ к публичной информации, которой он владеет; максимальным упрощением процедуры подачи запроса и получения информации; доступ к заседаниям коллегиальных субъектов властных полномочий, кроме случаев, предусмотренных законодательством; осуществлением парламентского, общественного и государственного контроля за соблюдением прав на доступ к публичной информации; юридической ответственностью за нарушение законодательства о доступе к публичной информации.

Таким образом, согласно нормам данного Закона каждое лицо имеет право: знать в период сбора информации, но до начала ее использования, какие сведения о ней и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются, передаются или распространяются, кроме случаев, установленных законом; доступа к информации о ней, которая собирается и хранится; требовать исправления неточной, неполной, устаревшей информации о себе, уничтожения информации о себе, сбор, использование или хранение которой осуществляется с нарушением требований закона; на ознакомление по решению суда с информацией о других лицах, если это необходимо для реализации и защиты прав и законных интересов; на возмещение вреда в случае раскрытия информации об этом лице с нарушением требований, определенных законом. Объем информации о лице, которая собирается, хранится и используется распорядителями информации, должен быть максимально ограниченным и использоваться лишь с целью и способом, определенным законом. Распорядители информации, которые владеют информацией о лице, обязаны предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом; использовать ее лишь с целью и способом, определенным законом; принимать меры по предотвращению несанкционированного доступа к ней других лиц; исправлять неточную и устаревшую информацию о лице самостоятельно или по требованию лиц, которых она касается. Хранение информации о лице не должно длиться дольше, чем это необходимо для достижения цели, ради которой эта информация собиралась. Отказ лицу в доступе к информации о нем, сокрытие, незаконный сбор, использование, хранение или распространение информации могут быть обжалованы.

Согласно ст. 12 Закона, субъектами отношений в сфере доступа к публичной информации являются: 1) запрашиватели информации – физические, юридические лица, объединения граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий; 2) распорядители информации; 3) структурное подразделение или ответственное лицо по вопросам запросов на информацию распорядителей информации. При этом распорядителями информации для целей данного закона признаются: 1) субъекты властных полномочий-органы государственной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти Автономной Республики Крым, другие субъекты, осуществляющие властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых являются обязательными для исполнения; 2) юридические лица, финансируемые из государственного, местных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым, – относительно информации об использовании бюджетных средств; 3) лица, если они выполняют делегированные полномочия субъектов властных полномочий по закону или договору, включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных или других государственных услуг, – в отношении информации, связанной с выполнением их обязанностей; 4) субъекты хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на рынке или наделены специальными или исключительными правами, или являются естественными монополиями, – относительно информации относительно условий поставки товаров, услуг и цен на них. Также до распорядителей информации, обязанных обнародовать и предоставлять по запросам информацию в порядке, предусмотренном настоящим Законом, приравниваются субъекты хозяйствования, которые владеют: информацией о состоянии окружающей среды; информации о качестве пищевых продуктов и предметов быта; информации об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан; другой информацией, представляющей общественный интерес (общественно необходимой информацией).

Среди других законов, регулирующих отношения, вытекающие из норм комментируемой статьи, следует назвать Закон Украины “Об информационных агентствах”. По закону информационными агентствами являются зарегистрированные как юридические лица субъекты информационной деятельности, действующие с целью предоставления информационных услуг. Согласно ст. 2 этого Закона свобода деятельности информационных агентств гарантируется Конституцией Украины и действующим законодательством. Запрещается цензура информации, распространяемой информационными агентствами. Информационные агентства не имеют права в своих материалах разглашать данные, составляющие государственную тайну, или другую информацию, которая охраняется законодательством, призывать к насильственному изменению или свержению существующего конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, подрыву ее безопасности, вести пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигать расовую, национальную, религиозную вражду, распространять порнографию или другую информацию, которая подрывает общественную мораль или подстрекает к правонарушениям, унижает честь и достоинство человека, а также информацию, которая ущемляет законные права и интересы граждан, давать оценку относительно виновности лиц в совершении преступления, указывать на лицо, будто совершила преступление до решения суда, публиковать материалы, раскрывающие тактику и методику расследования.

Важным элементом реализации права на информацию в отношениях между личностью (гражданским обществом в целом и государством является наличие объективной и непредвзятой информации о деятельности органов государственной власти. В этом смысле необходимо указать на нормы Закона Украины «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации». Согласно Закону средства массовой информации Украины в соответствии с законодательством Украины имеют право освещать все аспекты деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставлять средствам массовой информации полную информацию о своей деятельности через соответствующие информационные службы органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивать журналистам свободный доступ к ней, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины «О государственной тайне», не оказывать на них какого-либо давления и не вмешиваться в их производственный процесс. Средства массовой информации могут проводить собственное исследование и анализ деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, давать ей оценку, комментировать. Разрыв или смешивание содержания официальной информации, которая обнародуется, комментариями средства массовой информации или журналистом не допускается.

Другой комментарий к статье 34 Конституции Украины

Эта статья соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах, где записано, что каждый человек имеет право на свободу мысли, на беспрепятственное соблюдение своих взглядов и на свободное выражение своего взгляда (ст. 18, 19). Последнее включает свободу искать, получать и распространять любую информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения.

Каждый человек имеет право на свободу выражения своих взглядов, (п. 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Это право включает свободу придерживаться своих взглядов, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государства и независимо от границ. Эта статья не препятствует государствам требовать лицензирования радио -, теле-или кинопредприятий.

Ст. 34 Конституции плотно взаимодействует с ст. 21, 23, 31, 32, 35. К тому же ее можно рассматривать как определенное развитие и конкретизацию положения ч. Ст. 15, что обороняет осуществления в Украине цензуры. Она гарантирует духовную и творческую свободу, не ограниченную никакой обязательной идеологии. Положения статьи гарантируют доступ к средствам массовой информации политическим партиям и движениям, общественным организациям, профсоюзам, каждому отдельному человеку. Никто не может быть принужден к изменению или высказывание своих взглядов и убеждений. Это включает требования предварительного согласования сообщений и материалов, которые распространяются средствами массовой информации, и запрет на распространение сообщений и материалов со стороны по-садовых лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или объединений граждан, кроме случаев, когда должностное лицо является автором распространяемой. информации дала интервью.

Под информацией законодатель понимает документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей естественной среде. Существуют различные виды информации, среди которых уместно выделить следующие: статистическая, массовая, о деятельности государственных органов власти и местного самоуправления, правовая, о лице, справочно-энциклопедического характера, социологическая.

Свобода мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений только хватит получают право на существование, когда они опираются на право свободно собирать, использовать и распространять информацию в любой способ на свой выбор. Это право обеспечивается разветвленной и развитой в государстве системой средств массовой информации, в первую очередь и отечественных, а также возможностью человека получать информацию из разных источников. Основными направлениями информационной деятельности являются политический, экономический, социальный, духовный, экологический, научно-технический, международный и др.

Учитывая значение информации в жизнедеятельности общества, устанавливается определенный режим доступа к ней – предусмотрен правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации. В этом плане информация делится на открытую и с ограниченным доступом (последняя делится на конфиденциальную и тайную). В соответствии с требованием ст. 37 Закона Украины “Об информации” от 2 октября 1992 г. не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по іїі формаций ими запросам официальные документы, содержащие информацию, визнану1 в установленном порядке государственной тайной; конфиденциальную; об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД. СБУ, работе органов дознания и суда в тех случаях, когда ее разглашение может повредить оперативным мероприятиям, расследованию или дознанию, нарушить право человека на справедливое и объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью какого-либо лица; информацию, касающуюся личной жизни граждан; документы, составляющие внутриведомственную служебную корреспонденцию, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения, процессом принятия решений и предшествуют их принятию; информацию, не подлежащую разглашению согласно другим законодательным актам; информацию финансовых учреждений, подготовленную для контрольно-финансовых ведомств.

Пользование правом свободы искать, получать и распространять любую информацию и идеи накладывает особые обязанности и особую ответственность, связанные с некоторыми конституционными ограничениями, которые необходимы (ч. Ст. 34). Так, в частности, ст. 67 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за разглашение сведений, которые в соответствии с Законом Украины “О государственной тайне” от 21 января 1994 г. составляют государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.