Новая редакция ст. 35 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная.

Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой.

Комментарий к ст. 35 Конституции Украины

Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Комментируемое предписание является в определенном смысле продолжением, развитием и конкретизацией положений ст. 34 Конституции Украины. Мировоззрение – это система наиболее общих представлений, взглядов, понятий о мире, который окружает людей, – относительно природы, человека и общества в их целостности и взаимозависимости, относительно их сущности, происхождения, закономерностей существования и развития. Сердцевиной мировоззрения являются философские взгляды. Из этого следует, что мировоззрение и мнение – родственные категории, а потому право на свободу мировоззрения является, собственно, одним из разновидностей права на свободу мысли. Поэтому все, что было сказано выше в комментарии к конституционных положений о свободе мысли и слова (в том числе и относительно ее ограничений), касается и права на свободу мировоззрения. Однако выделять отдельно право на свободу мировоззрения является оправданным, поскольку само мировоззрение человека составляет духовно идеологический фундамент, интеллектуальный источник любых его мыслей и слов. Заметим, что рассматриваемое право коррелирует с конституционным положением о «идеологическое многообразие» общественной жизни в Украине, где ни одна идеология не может признаваться государством как обязательная (ст. 15 Конституции Украины). Конкретизацией последнего положения является помещенная в ч. 3 комментируемой статьи указание на то, что ни одна религия не может быть признана государством как обязательная.

Непременной составной частью любого мировоззрения является верования (поскольку не все представления об окружающем мире могут быть в определенное время доказанные научно). Предметом этих верований могут быть самые разнообразные явления – как материальные, так и идеальные, как реальные, так и мнимые, как прежние, так и современные или будущие. Свобода вероисповедания как общесоциальное (естественное) право человека – это возможность человека свободно выбирать объект своей веры и определять собственное внутреннее отношение к нему. Свобода вероисповедания как общесоциальное (естественное) право человека-это возможность человека совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения, при помощи чего объективироваться ее вероисповедания. Итак, свобода вероисповедания как общесоциальное (естественное) право человека – это возможность человека совершать такие деяния, с помощью которых принимаются, изменяются и исповедуются религиозные или другие убеждения. Возможность исповедание веры во что – вот основополагающая, стержневая идея данного предписания. Такая возможность является необходимым составным элементом свободы личного самоопределения. Эта свобода, как известно, является одним из общепризнанных международных стандартов прав человека. Она является фундаментом личностных прав человека. Комментируемое конституционное предписание как раз и утверждает свободу духовно идеологического самоопределения личности.

Наиболее распространенной разновидностью реализации свободы вероисповедания является исповедание веры в того или иного бога или в другое трансцендентное начало, то есть исповедание определенной религии. Другим же проявлением этой свободы является, наоборот, атеизм. Некоторые конкретные проявления первой разновидности этой свободы (отправление религиозных культов и обрядов и др.) упомянуты в комментируемом предписании. Эти проявления, понятное дело, являются актами физического поведения. И этим они отличаются от выбора мировоззрения, веры: такой выбор является сугубо субъективно психическим (духовно идеологическим) процессом, не подвластным непосредственном юридическом регламентированию.

Надлежащему осуществлению данного правоположения может способствовать знание тенденций развития свободы вероисповедания. Согласно современным общих закономерностей развития института основных прав человека есть основания констатировать следующие тенденции в осуществлении права на свободу вероисповедания:

а) плюрализация верований как результат разнообразия их объектов. Она происходит вследствие развития человеческой личности, обогащения ее духовных потребностей, расширения ее мировоззрения, осведомленности, изменений представлений. Эта тенденция четко прослеживается и в Украине, о чем свидетельствуют конкретно социологические исследования состояния «религиозности» населения, в частности молодежи;

б) демонополизация роли традиционных религий в определении показателей нравственности, «праведного» образа жизни и поведения лица, в жизнедеятельности объединений, групп, сообществ, в установлении критериев социально содержательного разграничения «добра» и «зла» конкретно исторических условий, обстоятельств. Одним из проявлений этой тенденции можно считать усиление экуменического движения среди некоторых церквей. Симптоматичным является также включение в состав тех моральных принципов, пропагандировать среди своих сторонников соглашаются сейчас руководители некоторых церквей, и такой добродетели, как веротерпимость. Причем последнюю следует теперь интерпретировать как терпимость не только к другим религиям, но и к атеистам, к, так сказать, «нерелігійно верующих»;

в) деэтнизация веры (в частности, веры религиозной). Особенно ярко это наблюдается в процессах распространения нетрадиционных религий, количество сторонников которых увеличивается среди представителей различных этносов, среди жителей разных континентов, и Украина не является исключением в этом отношении. Такая тенденция не обходит и традиционные религии (вспомним, например, движение “Евреи за Христа”). Вот почему все реже употребляется понятие «национальная религия» (и соответственно понятие «национальная церковь»): ведь в каждой конфессии относятся люди различного этнического происхождения, и это вполне нормальное явление. Даже в отношении Украины, где самыми распространенными являются, как известно, религии православная (организационно представлена несколькими «центрами», институтами) и греко-католическая, нельзя – по вполне очевидным причинам – считать их сугубо национальными.

Во всех указанных тенденциях находит проявление закономерное расширение права человека на свободу вероисповедания и свободу вероисповедания – процесс, безусловно, прогрессивный и гуманистический. Он вполне соответствует принципиальным основам Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (статьи 18,19), Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (статьи 19, 27), Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. (статьи 2.1, 2.2, 4.2).

Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей. Свобода мировоззрения и вероисповедания является самой важной, самой существенной частью, центральным элементом права на свободу мысли и слова. Видимо, поэтому в комментируемом предписании для ограничения свободы мировоззрения и вероисповедания установлены значительно меньше оснований, чем для ограничения свободы мысли и слова. Правда, здесь появляется и новое основание, точнее говоря, два самостоятельных основания-интересы здравоохранения и интересы охраны нравственности населения. Представление о содержание и критерий выделения последних оснований имеют, опять же, оценочный характер и являются конкретно историческими.

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная. Комментируемое предписание посвящено юридическому регулированию взаимоотношений таких специфических общественных объединений, как церковь, другие религиозные организации, с одной стороны, и государство – с другой. Здесь провозглашен общий принцип таких отношений – обособленность (разрешение, «отдельность») церкви и государства, церкви и государственных учебных заведений. Из этого принципа вытекают следующие практические выводы:

– Украина является светским государством. Это не означает, что она внедряет, поддерживает, «спонсирует» атеистическую идеологию, заинтересована в ней. Это свидетельствует лишь о том, что государство должно быть нейтральной, беспристрастной в отношении любых разновидностей веры – как религиозных, так и нерелигиозных;

– государство должно четко очертить в законодательстве границы своего вмешательства (влияния, содействия, противодействия и др.) В исповедание любой веры, в деятельность религиозных и атеистических организаций, исходя при этом исключительно из общечеловеческих ценностей и прав человека. Она не должна оказывать материальной поддержки или в иной форме активно проявлять свою благосклонность к любых религиозных организаций, а также организаций атеистического направления (учитывая, в частности, на то, что плательщиками государственных налогов являются как граждане самых разных конфессий, так и атеисты). «Льготное» отношение государства к любой религии, а также атеистов будет нарушением комментируемого предписания;

– позитивная деятельность государства в отношении различных конфессий должна быть ограничена: а) учетно регистрационной деятельностью на основе уведомительного (заявницького) принципа; б) нейтральным арбітруванням в случае возникновения межконфессиональных споров, конфликтов по имущественным и некоторых других неидеологических вопросам при условии обращения этих организаций в юрисдикционных государственных органов и безоговорочного признания обязательности решений последних;

– государство должно законодательно определить границы деятельности, физического поведения (однако отнюдь не мыслей, не веры), за которые не могут выходить сторонники любой религии или другой, в том числе атеистической, веры в соответствии с международными стандартами этих границ (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Она должна также осуществлять контроль за непорушенням этих границ, то есть за соблюдением законности (законы) верующими всех конфессий, всеми религиозными и атеистическими организациями, и привлекать к юридической ответственности те из них, которые нарушили действующее законодательство.

Бесспорно, рассматриваемое отделение не означает отсутствия любых контактов, связей между государством и церковью. Как одно из общественных объединений церковь входит в состав политической системы (организации) общества и через своих официальных представителей может принимать участие в политической жизни в тех же формах, которые допустимы для любых обычных (нерелигиозных) общественных объединений, организаций. Не может вызвать возражений также добровольное «взаимовыгодное» сотрудничество (параллельные или совместные действия) государства и церкви в гуманитарной, социально культурной сфере или других вопросов (например, осуществление ими мер для сохранения памятников истории и культуры, пропаганда общечеловеческих принципов морали, помощь больным, нуждающимся, социально незащищенным гражданам). Церковь несет те же обязанности с действующим законодательством, возложена на любых юридических лиц, в частности обязанность соблюдения норм финансового, гражданского, трудового законодательства и тому подобное. Учитывая специфичность религиозных организаций, государство регулирует ряд своих взаимоотношений с ними специальным законом (Закон Украины 1991 г. «О свободе совести и религиозные организации»).

Об отделении школы от церкви следует иметь в виду, что в комментируемом предписании термин «школа» имеет широкий смысл: речь идет о все и любые государственные учебные и воспитательные заведения, начиная с дошкольных детских учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями и заведениями последипломного обучения и переподготовки кадров. Эта позиция сейчас последовательно реализована в действующем Законе Украины “Об образовании”.

Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой. Комментируемое предписание посвящена характеристике последствий, которые может вызвать избрания гражданином того или иного религиозного мировоззрения для выполнения им определенных юридических обязанностей. Ведь, провозглашая свободу выбора религиозного или иного мировоззрения, государство не отказывается от принципа равенства всех перед законом, закрепленного в ст. 24 Конституции. Общее положение заключается в том, что любые содержательные особенности, требования религиозных убеждений, исповедуемых гражданином, не могут быть основанием для уклонения его от исполнения общих юридических обязанностей. Ни государство не должно устанавливать по такому поводу никаких исключений для каких категорий верующих, ни со своей стороны, гражданин, какой бы религии он не придерживался, не имеет права отказываться от выполнения общих юридических обязанностей. Таким образом, опять же, обеспечивается равенство всех перед законом.

Единственное исключение из этого общего положения Конституция установила относительно тех случаев, когда выполнение общего для всех граждан военного долга противоречит предписаниям той религии, которую гражданин исповедует. Но и тогда не разрешается освобождение от исполнения долга, а лишь его, так сказать, трансформация – замена другим. Последняя ситуация урегулирована ныне Законом Украины “Об альтернативной (невоенной) службе” и принятыми для организации его выполнения постановлениями Кабинета Министров Украины. В частности, одной из этих постановлений утвержден перечень конфессий, представителям которых действительная военная служба может быть заменена воинской службой. Однако реализация этих нормативно правовых актов оказалась беспроблемной. Так, верующие граждане, которые принадлежат к религиозной организации «Свидетели Иеговы» (а она тоже входит в указанный перечень), нередко отказываются даже и от альтернативной службы, вследствие этого часть приверженцев этого религиозного течения привлекалась к уголовной ответственности. Это свидетельствует о необходимости совершенствования юридического механизма осуществления данного предписания.

Другой комментарий к статье 35 Конституции Украины

Положения комментируемой статьи соответствуют содержанию ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.

Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. То есть это право гарантируется государством лицам, находящимся в Украине, а не только собственным гражданам. Указанная свобода вбирает в себя как право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, так и беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Собственно, К И содержания заложены и гарантию иметь, принимать и изменять религию или убеждения по своему выбору, право верующих открыто распространять свои религиозные убеждения и право тех, кто не исповедует никакой религии, на распространение атеистических убеждений. Понятно, что ст. 35 направлена на объединение Украинского народа, на устранение разделения на верующих и атеистов, на предоставление каждому, несмотря на его отношение к религии, равных прав и возможностей, на привитие обществу веротерпимости, а в целом на обеспечение взаимопонимания, покоя и согласия среди всего населения, что является одним из основных факторов в процессе демократизации.

Для граждан Украины действие ст.35 Конституции обеспечивается Законом “О свободе совести и религиозных организациях” от 23 апреля 1991 г. Среди подзаконных нормативных актов определенное значение имеет и Указ Президента Украины “О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества” от 4 марта 1992 г. В законе подчеркивается равноправие граждан независимо от их отношения к религии, говорится о роли религиозных организаций в общественной жизни, их юридическое оформление. К религиозным организациям законодатель отнес религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из вышеупомянутых религиозных организаций. Да. религиозная община признается религиозной организацией верующих одного и того же культа, вероисповедания, ( направления, течения или толка, которые добровольно объединились с целью удовлетворения религиозных потребностей Государство и признает право религиозной общины на ее подчиненность в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлением) и свободное изменение этой подчиненности. Религиозные организации, руководящие центры которых находятся за пределами Украины, могут руководствоваться в своей деятельности установками этих центров, если при этом не нарушается действующее законодательство. Религиозные управления и центры имеют право основывать монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), а также создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей и служителей иных необходимых им религиозных специальностей, которые действуют на основании своих уставов (положений). Религиозная организация признается юридическим лицом с момента регистрации ее устава (положения), который не должен противоречить действующему законодательству.

Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения гарантируется и тем, что никто не имеет права требовать от священнослужителей сведений, полученных ими при исповеди верующих, и подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественного порядка, жизни, здоровья и нравственности населения, прав и свобод других граждан.

Важность обеспечения осуществление свободы исповедовать религию или убеждения подчеркивается тем, что законодатель предусмотрел уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии (ст. 66 Уголовного кодекса Украины) и за препятствование отправлению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан (ст. 139 УК Украины).

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства. Государство не вмешивается в осуществляемую в границах закона деятельность религиозных организаций, не финансирует деятельность любых организаций, созданных по признаку отношения к религии. Религиозные организации не имеют права участвовать в деятельности политических партий, предоставлять политическим партиям финансовую поддержку, выдвигать кандидатов в органы государственной власти, вести агитацию или финансировать избирательные кампании кандидатов в эти органы, хотя каждый отдельный священнослужитель как гражданин Украины имеет равное со всеми другими гражданами право на участие в политической жизни. Религиозные организации имеют право принимать участие в общественной жизни, использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации.

Школа (государственная система образования в Украине отделена от церкви (религиозных организаций), носит светский характер. Доступ к различным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии. Граждане могут получать религиозное образование индивидуально или вместе с другими. Религиозные организации имеют право в соответствии со своими внутренними установлениями создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в других формах, используя для этого помещения, принадлежащие им или предоставляются в пользование. Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию имеют право воспитывать детей согласно своих собственных убеждений и отношения к религии.

Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная. Все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующим других вероисповеданий.

Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения конституционных обязанностей, законов. Замена исполнения одной обязанности другим по мотивам убеждений допускается лишь в случаях, предусмотренных в законодательстве. Исходя из установленного государством всеобщего воинского долга и гарантированной Конституцией свободы мировоззрения и вероисповедания, предусмотрены правовые основания альтернативной службы, что определяется как государственная служба вне вооруженными силами и другими военными формированиями. Право на альтернативную (невоенную) службу как вид выполнения всеобщей воинской обязанности имеют при наличии истинных религиозных убеждений граждане Украины, которые принадлежат к действующим согласно законодательству религиозных организаций, вероучение которых не допускает пользования оружием и службы в вооруженных силах (Закон Украины “Об альтернативной (невоенной) службе” от 12 декабря 1991 г.).