Новая редакция ст. 39 Конституции Украины с Комментариями.

Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка – с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.



Комментарий к ст. 39 Конституции Украины

Конституция Украины согласно интересов граждан, с целью развития демократических начал и укрепления государственности гарантирует гражданам Украины право на собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации, что является одной из форм непосредственной демократии. Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением отдельным гражданам или их объединениям зданий, улиц, площадей, парков и других мест для проведения таких мероприятий. Одновременно в ч. 1 комментируемой статьи отмечается, что о проведении таких мероприятий нужно заблаговременно известить органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. При этом отмечается, что граждане имеют право собираться мирно и без оружия.

На собрании граждане вправе рассматривать и решать проблемы политического, экономического, социально культурного характера, вопросы, связанные с обсуждениями проектов законодательных актов, программ социально культурного развития, других решений органов государственной власти, в том числе местных органов публичной власти, вопросы, связанные с избирательным процессом, и тому подобное. Такое право является одной из конституционных гарантий прав граждан на свободу мировоззрения и вероисповедания, мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, на использование и распространение информации, в целом на свободное развитие своей личности.

Ограничения по реализации права на собрание, согласно ч. 2 комментируемой статьи, могут устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка-с целью предотвращения беспорядков или преступлениями, для здравоохранения или защиты прав и свобод других людей. Таким образом, при реализации права на мирные собрания должны учитываться интересы национальной безопасности и общественного порядка, не должно быть посягательств на права и свободы, честь и достоинство других людей, поскольку, согласно ст. 68 Основного Закона Украины, каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Украины.

В связи с этим следует отметить, что сейчас в Украине нет закона, который бы определял критерии наличия национальных интересов или общественной безопасности, сроки заблаговременного уведомления о намерении осуществить соответствующие мероприятия и обязанность граждан осуществлять такое уведомление через организаторов массовых собраний. Конечно, законом должен быть установлен предельный срок сообщения о намерении провести собрание, так и рассмотрения таких сообщений, что позволит выяснить условия проведения массовых мероприятий, которые отвечают действующему законодательству, определиться относительно мер охраны правопорядка, прав и свобод граждан, гарантировать право на собрания заинтересованных лиц.

Конституционный Суд Украины решением по делу о заблаговременном извещении о мирных собраниях от 19 апреля 2001 г. № 4 рп / 2001 отметил, что согласно части третьей статьи 8 Конституции Украины нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Они применяются непосредственно независимо от того, принято ли на их развитие соответствующие законы или другие нормативно правовые акты. Право граждан собираться мирно, без оружия и проводить сборы, митинги, походы и демонстрации, закрепленное в статье 39 Конституции Украины, является их неотчуждаемым и нерушимым правом, гарантированным Основным Законом Украины. Заблаговременное уведомление соответствующих органов о проведении тех или иных массовых собраний – это срок со дня такого извещения до даты проведения массового собрания. Продолжительность сроков заблаговременного извещения должен быть в разумных пределах и не должна ограничивать предусмотренного статьей 39 Конституции Украины права граждан на проведение собраний, митингов, походов и демонстраций. Такие сроки должны служить гарантией реализации этого права граждан. Срок заблаговременного извещения должен быть достаточным и для того, чтобы органы исполнительной власти или органы местного самоуправления могли определиться, насколько проведение таких собраний соответствует закону и в случае необходимости, в соответствии с частью второй статьи 39 Конституции Украины, обратиться в суд для решения спорных вопросов.

Конституционный Суд Украины решил, что положение части первой статьи 39 Конституции Украины о заблаговременном извещении органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о проведении собраний, митингов, походов и демонстраций в аспекте конституционного представления нужно понимать так, что организаторы таких мирных собраний должны известить указанные органы о проведении этих мероприятий предварительно, то есть в приемлемые сроки, предшествующие дате их проведения. Эти сроки не должны ограничивать предусмотренное статьей 39 Конституции Украины право граждан, а также должны служить его гарантией и одновременно предоставлять возможность соответствующим органам исполнительной власти или органам местного самоуправления принять меры для беспрепятственного проведения гражданами собраний, митингов, походов и демонстраций, обеспечения общественного порядка, прав и свобод других людей.

Определение конкретных сроков заблаговременного извещения с учетом особенностей форм мирных собраний, их массовости, места, времени проведения и тому подобное является предметом законодательного регулирования.

Таким образом, порядок проведения собраний граждан должен регулироваться соответствующим законом. Европейская конвенция о защите прав и основополагающих свобод человека позволяет устанавливать в национальном законодательстве ограничения по проведению массовых мероприятий иностранцами и лицами без гражданства, а также предусматривать специальный порядок осуществления собраний гражданами государства.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в отечественной нормотворческой практике эти вопросы имели соответствующее регулирование. 28 июля 1988 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций в СССР».

Согласно предписаниям указа о проведении собраний, митингов, уличного похода или демонстрации делается заявление в соответствующий орган (оповещение).

Заявление о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации подается в письменной форме не позднее чем за десять дней до назначенной даты их проведения. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных (организаторов), место их жительства и работы (учебы), дата подачи заявления.

Орган, получивший заявление, рассматривает ее и сообщает уполномоченным (организаторам) о принятом решении не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия, указанного в заявлении. При необходимости он вправе предложить лицам, обратившимся с заявлением иное время и место проведения мероприятия и обеспечить необходимые условия для проведения собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации.

Собрания, митинги, уличные походы и демонстрации проводятся согласно целям, указанным в заявлении, а также в определенные сроки и в оговоренном месте. Определены и другие правила.

Участникам запрещается иметь при себе оружие, а также специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам.

Государственные и общественные организации, должностные лица, а также граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным походам и демонстрациям, проводимым с соблюдением установленного порядка.

Запрещаются собрания, митинги, уличные шествия или демонстрации, если цель их проведения противоречит Конституции либо угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

Ответственность за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций установлена в ст. 1851 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Куоап). За создание условий для организации и проведения с нарушением установленного порядка собраний, митингов, уличных походов или демонстраций ответственность определена в ст. 1852 Куоап. Незаконное препятствование организации или проведению собраний, митингов, шествий и демонстраций наказывается согласно ст. 340 УК Украины.

Другой комментарий к статье 39 Конституции Украины

Комментируемая статья предусматривает право на собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации, что является одной из форм непосредственной демократии. В этой статье воспроизводятся (и развиваются) положения, закрепленные в статье 11 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. В то же время ст. 39 Конституции несколько отличается от европейской нормы: последняя ведет речь о “каждом человеке”, а Конституция – только о гражданах Украины.

Таким образом, ограничения установленного в Конституции права, о котором говорится в ч. 2 ст. 39, могут касаться, прежде всего, иностранцев и лиц без гражданства. Кстати, ст. 16 указанной выше конвенции позволяет устанавливать в национальном законодательстве такие ограничения.

В полном соответствии с нормами европейского права находится положение этой статьи относительно извещательного порядка проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Однако требование “заблаговременного” оповещения, которое гарантирует властям возможность вмешательства, когда соответствующие акции преследуют цели, противоречащие закону, требует конкретизации в специальном законе.

Статья содержит определенные требования к организаторам таких мероприятий по обеспечению их мирного характера, а также предусматривает случаи ограничения этого права, которое может устанавливаться судом на основании закона и только в интересах национальной или общественной безопасности с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения или защиты прав и свобод других людей. Критерии судебного определения наличия соответствующих интересов, необходимости охраны здоровья и прочее следует установить в законе с тем, чтобы избежать возможностей нарушения предусмотренного Конституцией права в такой способ.

Собрание граждан правомочно обсуждать различные вопросы политического, социально-культурного и производственного характера, связанные с выборами, обсуждением проектов законодательных актов и решений государственных и местных органов. Ответственность за нарушение установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций предусматривается Кодексом Украины об административных правонарушениях.