Новая редакция ст. 40 Конституции Украины с Комментариями.

Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

Комментарий к ст. 40 Конституции Украины

Конституционный принцип участия граждан в управлении государственными и общественными делами находит свою реализацию и в такой важной форме, как обращение граждан. Конституция гарантирует гражданам право направлять как индивидуальные, так и коллективные письменные обращения или лично обращаться к органам государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц. Это одна из основополагающих принципов взаимоотношений государства и человека, важный признак демократизма конституционного строя Украины.

Вопросы практической реализации этого права урегулированы Законом Украины «Об обращениях граждан», принятым еще 2 октября 1996 г. По этому Закону гражданам обеспечивается право обращаться не только в органы государственной власти и местного самоуправления, а также объединений граждан, учреждений, организаций независимо от форм собственности, предприятий, средств массовой информации, к должностным лицам согласно их функциональных обязанностей относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов по вопросам их нарушения.

Закон называет три вида обращений граждан – предложения (замечания), заявления (ходатайства), жалобы.

Предложение – это обращение граждан, в которых предоставляется совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мысли относительно урегулирования правовых основ государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства.

Заявление – это обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения об улучшении их деятельности. Ходатайство – это письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т. др.

Жалоба – обращение с требованием о возобновлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.

К решениям в сфере управленческой деятельности, могут быть обжалованы, относятся решения, в результате которых: нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или он незаконно привлечен к ответственности; созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов.

Обращения адресуются субъектам, к полномочиям которых отнесено решение поднятых вопросов. В обращениях должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место проживания гражданина, который обращается, содержание поднятого вопроса. Письменные обращения подписываются заявителем (заявителями) с указанием даты. При несоблюдении этих требований обращение возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через 10 дней со дня его поступления. Обращения, оформленные в соответствии с этими требованиями и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Если поднятые в обращении вопросы не входят в компетенцию субъектов, к которым оно поступило, обращение в срок не более 5 дней пересылается по принадлежности, о чем извещается заявитель. Запрещается разглашать сведения, которые находятся в обращениях. Анонимные обращения не рассматриваются. Не рассматриваются одним и тем же органом повторные обращения от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое обращение решено по сути.

О результатах рассмотрения обращений уведомляются заявители. В случае отказа в удовлетворении их требований заявителям разъясняется порядок обжалования принятого решения. Обращения Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями лично.

Особенности рассмотрения жалоб регулируются ст. 16 названного Закона. Жалобы подаются в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права на обращение в суд. В случае отсутствия высшего органа он может обратиться непосредственно в суд. Жалобы на решения общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, основанных на коллективной собственности, а также на решения высших государственных органов решаются в судебном порядке. К сожалению, в законодательстве Украины не определяется, какие органы относятся к высшим.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, что не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если же в месячный срок решить вопросы, поднятые в обращении, невозможно, этот срок может быть продлен, но в целом не может превышать сорока пяти дней. Обращения граждан рассматриваются бесплатно.

Действие Закона Украины «Об обращениях граждан» не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско процессуальным и трудовым законодательством.

Обращения граждан в органы государственной власти и органов местного самоуправления играют особую роль в обеспечении постоянной связи между государством и гражданином, решении жизненно важных проблем отдельного человека и общества в целом, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, в утверждении демократического, социального, правового государства. Обеспечение всестороннего рассмотрения обращений граждан, затронутых в них проблем, оперативное их решение, удовлетворение законных прав и интересов граждан остаются одним из приоритетных задач государственных органов, органов местного самоуправления, соответствующим обязанностью их должностных и служебных лиц, фактором обеспечения общественно политической и экономической стабильности в государстве.

7 февраля 2008 г. Президент Украины издал Указ “О первоочередных мерах по обеспечению реализации и гарантированию конституционного права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления”, которым вводится постоянный мониторинг соблюдения законодательства по вопросам обращений граждан местными государственными администрациями и их структурными подразделениями, возложив его осуществление на Администрацию Президента Украины; периодические, не реже одного раза в год, личные доклады о состоянии работы местных органов исполнительной власти с обращениями граждан: Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций перед Президентом Украины; председателей районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций – перед Советом министров АРК, председателями областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Указом признается необходимым для содействие гражданам в решении по месту их проживания вопросов, с которыми они обращаются в органы государственной власти, органов местного самоуправления, образования при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администрациях постоянно действующих комиссий по вопросам рассмотрения обращений граждан во главе с руководителями соответствующих органов с включением в их состав представителей местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, предполагается внедрение единой компьютерной системы учета обращений граждан и контроля за решением поднятых в них вопросов в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, а также новых форм взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе возможности реализации гражданами права на обращения к органам государственной власти и органам местного самоуправления путем представления обращений с использованием сети Интернет.

Детализация правил рассмотрения обращений граждан осуществляется в соответствующих инструкциях, которые касаются порядка рассмотрения обращений граждан и их личного приема в конкретных органах и учреждениях.

Лица, не являющиеся гражданами Украины и законно находящиеся на ее территории, имеют право на обращения, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено международными договорами. 28 октября 1991 г. для Украины вступил в силу Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. По статье 1 этого Протокола Украина признает компетенцию Комитета по правам человека, созданного на основании ч. 4 этого Пакта, принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте о гражданских и политических правах. Согласно Протокола Комитет может признать неприемлемым сообщение, которое является анонимным или которое, по его мнению, представляет собой злоупотребление правом. Комитет не рассматривает сообщений (петиций) от отдельных лиц, пока не убедится в том, что: а) этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования; б) лицо использовало все национальные средства правовой защиты. Это правило не действует в случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается.

Другой комментарий к статье 40 Конституции Украины

Суть этого конституционного права состоит в гарантированной государством возможности каждого гражданина непосредственно обращаться, направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц, под которыми следует понимать также предложения об улучшении их деятельности или критику недостатков в их работе, что является важным средством выявления и исправления нарушений закона, помощи по их устранению и предупреждению.

В связи с рассмотрением указанного права есть необходимость подчеркнуть, что положение ст. 40 Конституции касается не только граждан Украины. То есть соответствующим правом наделяются как иностранцы, так и лица без гражданства. Причем эта статья не предусматривает никакой возможности ограничения установленного права. Поднятие этого права на уровне конституционного свидетельствует, что оно рассматривается как очень важный инструмент функционирования демократического общества, вследствие чего соответствующие обязанности органов государственной власти, органы местного самоуправления или должностных лиц усиливаются.

Порядок рассмотрения обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан регламентируется законом Украины. По установленному порядку такие обращения должны рассматривать те органы, к компетенции которых относятся затронутые в них вопросы. Если заявление поступило в орган или должностному лицу, к ведению которых не относится решение вопроса, затронутого в заявлении, то они должны направить его по принадлежности, уведомив об этом заинтересованное лицо. В случае, когда такое обращение произошло на личном приеме, соответствующее должностное лицо должно дать необходимые разъяснения.

По законодательству Украины обращения должны рассматриваться в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки, – немедленно, во всяком случае не позже 15 суток. В необходимых случаях сроки разрешения могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более, как на месяц, при обязательном уведомлении об этом заинтересованного лица (лиц).

Нарушение установленного порядка рассмотрения, бюрократическое отношение, а также преследование граждан в связи с подачей обращения или за помещенную в них критику влекут ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.

К сожалению, существующий международный и европейский опыт игнорирования анонимных обращений пока не нашел конституционного или законодательного закрепления.