Новая редакция ст. 43 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.

Использование принудительного труда запрещается. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, а также работа или служба, выполняемая лицом по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положении.

Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом.

Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.

Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения.

Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом.

Комментарий к ст. 43 Конституции Украины

Право на труд является определяющим для группы конституционных социально-экономических прав, среди которых – право на отдых, право на забастовку с целью защиты трудовых прав.

Украина выбрала современную форму реализации права на труд, согласно которой принципиальным положением является не гарантированное предоставление работы и обеспечения полной занятости, как это было закреплено в Конституции Украинской ССР 1978 г., а право на свободный выбор труда, то есть свобода труда. Свобода труда в большей степени соответствует международным стандартам и наиболее распространенной зарубежной практике в реализации конституционного права на труд. Так, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено право на труд, на свободный выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Право на труд, согласно ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, которую он свободно избирает или на которую свободно соглашается.

Свобода труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда является одним из главных принципов регулирования социально трудовых отношений. Свобода труда основывается на свободе каждого человека в своем развитии (ст. 23 Конституции Украины), а не только в отношениях по использованию труда. Поэтому ее не следует сужать до права свободно распоряжаться рабочей силой как экономической категорией, определенным имуществом. С правовой точки зрения свободу труда можно определить как свободу от принуждения к труду, возможность лица без внешнего воздействия решать вопрос – заниматься или не заниматься трудом, а если заниматься, то где и какой именно. Практически это означает, что человек наделен исключительным правом самой распоряжаться ее способностями к труду; не могут существовать как законные основания средства для привлечения к принудительному труду; человек может свободно выбирать вид и форму деятельности (работа по трудовому договору, хозяйственная деятельность, работа в собственном хозяйстве и др.). Для лиц, которые реализуют право на труд путем заключения трудового договора, оно заключается еще и в том, что работодателю запрещается произвольно отказывать претенденту в приеме на работу; в период выполнения работы по трудовому договору работодатель не имеет права требовать выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором; расторжение трудового договора со стороны работника не может ограничиваться; основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя должны устанавливаться только наравне закона; в отношении отдельных категорий работников (женщины, несовершеннолетние, инвалиды) действуют установленные на базе социальной политики государства дополнительные гарантии и льготы в реализации права на труд; для защиты нарушенного права на свободу труда или свободу трудового договора работники наделяются правом обращаться в компетентные органы власти (судебной и административной).

Государство гарантирует трудоспособным гражданам, постоянно проживают на территории Украины: свободный выбор вида деятельности; бесплатное содействие государственными службами занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве согласно призванию, способностей, профессиональной подготовки, образования, с учетом общественных нужд; предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их предварительно поданных заявок работы по специальности выпускникам государственных высших учебных, профессиональных учебно-воспитательных заведений; бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой стипендии; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность; правовую защиту от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы (ст. 51 Кзот).

Реализацию права на труд не следует сводить к праву каждого требовать трудоустройства на предприятии, в учреждении, организации, которые он избрал для трудоустройства. Трудовые правоотношения возникают на основе трудового договора, в процессе заключения которого стороны должны прийти к согласию по всех необходимых условий – места работы, трудовой функции (работы по определенной профессии, специальности, квалификации, должности), оплаты труда и тому подобное. Документально ознакомительная процедура при приеме на работу позволяет работодателю реализовать право на подбор кадров, которая заключается в возможности отобрать для выполнения работы претендента, который в наибольшей степени соответствует требованиям к выполнению определенной работы, установленным законодательством и локальными нормативными актами предприятия, учреждения, организации.

Вместе с тем работодатель не может прибегать к необоснованного отказа в принятии на работу. Запрет такого отказа является важной гарантией реализации права на труд, и она прямо установлена в законодательстве о труде (ч. 1 ст. 22 Кзот). С учетом практики необоснованным отказом следует считать: во-первых, незаконный отказ, причины которого относятся к запрещенным законодательством; во-вторых, ту, что не относится к профессиональных и деловых качеств лица, принимаемого на работу; в третьих, немотивированной отказ, то есть отказ без ссылки на любые причины (в том числе и законные). Например, незаконным следует считать отказ, связанный с нарушением принципа равенства людей, провозглашенного Всеобщей декларацией прав человека и закрепленного в ст. 21 Конституции Украины, или связанную с достижением пенсионного возраста (ст. 11 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16.12.1993 г.).

Законодательством о труде отдельно установлено право на защиту в общих судах от незаконного отказа в приеме на работу лиц, с которыми владелец или уполномоченный им орган соответствии с действующим законодательством обязан заключить трудовой договор. Оно, в частности, распространяется на работников, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведение и в установленном порядке направлены на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию; женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет или ребенка инвалида, а одиноких матерей – при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет; выборных работников по истечении срока полномочий; работников, которым предоставлено право возвратного приема на работу (ч. 2 ст. 232 КЗоТ Украины).

Украина обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан не только при принятии на работу, но и при изменении и прекращении трудового договора. Любое прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, рода и характера занятий, местожительства не допускается (ст. 22 Кзот).

Одной из гарантий реализации права на труд является профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, ищущих работу. В частности, лица, зарегистрированные в службе занятости как ищущие работу, безработные, имеют право на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в случаях: невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимости изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, которая отвечает профессиональным навыкам гражданина; потери способности выполнения работы за предыдущей профессией; необходимости подобрать подходящую работу инвалиду, в том числе с условием о выполнении работы дома, в соответствии с рекомендациями МСЭК, имеющейся квалификации и с учетом его пожеланий; поиска работы впервые и отсутствия профессии (специальности). Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан организуются государственной службой занятости за ее направлением в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от их подчиненности) согласно заключенным договорам или в специально создаваемых для этого учебных заведениях государственной службы занятости за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Статьей 43 Конституции установлен запрет использования принудительного труда, но она не содержит определение принудительного труда. Официальным смыслу термина «принудительный или обязательный труд» принято считать то, что изложенное в ст. 2 Конвенции № 29 Международной организации труда о принудительном или обязательном труде 1930 г.: это «любая работа или служба, которая требуется от любого лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг». Ратифицировав Законом от 05.10.2000 г. Конвенцию № 105 МОТ об отмене принудительного труда 1957 г., Украина взяла на себя обязательство не прибегать к любой форме принудительного или обязательного труда: а) как средства политического влияния или воспитания или как средства наказания за наличие или за высказывание политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных устоявшейся политической, социальной или экономической системе; б) как метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в) как средства поддержания трудовой дисциплины; г) Как средства наказания за участие в забастовках; д) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Пленум Верховного Суда Украины в п. 12 постановления № 9 от 1 ноября 1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» выразил мнение, что, поскольку использование принудительного труда (ч. 3 ст. 43 Конституции) запрещено, не могут применяться как противоречащие Конституции, правила статей 32, 33, 34 КЗоТ, ведомственных положений или уставов о дисциплине и т. п., предусматривающие возможность временного перевода работника без его согласия на другую работу в порядке дисциплинарного взыскания, в случае производственной необходимости или простоя, а также возможность выполнения им работы, не предусмотренной трудовым договором.

Надлежащими условиями труда в техническом смысле следует считать исправное состояние машин, станков и приспособлений; надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача; своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания; своевременное обеспечение технической документацией. Здоровые и безопасные условия труда – соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, которые негативно влияют на здоровье работников, и т. др. (ст. 88 Кзот).

Право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда реализуется через охрану труда как систему правовых, социально экономических, организационно технических, санитарно гигиенических и лечебно профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Государственная политика в области охраны труда базируется на принципах: приоритета жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда; повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля за состоянием производств, технологий и продукции, а также содействия предприятиям в создании безопасных и безвредных условий труда; комплексного решения задач охраны труда на основе общегосударственной, отраслевых, региональных программ по этому вопросу и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды; социальной защиты работников, полного возмещения ущерба лицам, потерпевшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление единых требований охраны труда для всех предприятий и субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности; адаптации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния; использование экономических методов управления охраной труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда, привлечения добровольных взносов и других поступлений на эти цели, получение которых не противоречит законодательству; информирования населения, проведения обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда; обеспечение координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, решающих проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества и проведения консультаций между работодателями и работниками (их представителями), между всеми социальными группами во время принятия решений по охране труда на местном и государственном уровнях; использования мирового опыта организации работы относительно улучшения условий и повышение безопасности труда на основе международного сотрудничества (статьи 1 и 4 Закона Украины «Об охране труда»).

Кабинет Министров Украины формирует и реализует программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, главной целью которых является реализация мероприятий общегосударственного значения по созданию надлежащих, безопасных и здоровых условий труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности. Принимаются соответствующие акты и по вопросам обеспечения надлежащих условий труда в отдельных отраслях, где зарегистрировано наибольшее количество пострадавших от несчастных случаев. Так, постановлением Кабинета Министров от 29.03.2006 г. № 374 утверждена Программа повышения безопасности труда на угледобывающих и шахтостроительных предприятиях.

Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется такими центральными органами исполнительной власти, как Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины, Государственная инспекция техногенной безопасности Украины, Государственная инспекция Украины по вопросам труда, и другими органами.

Для большинства населения Украины заработная плата является основным или даже единственным источником для существования, и поэтому регулирование оплаты труда является одним из наиболее важных и разработанных направлений в законодательстве. Работник имеет право на оплату своей работы согласно актам законодательства и коллективного договора на основании заключенного трудового договора (ст. 21 Закона «Об оплате труда» от 24.03.1995 г.). Минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ) (ст. 95 Кзот). В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Размер минимальной заработной платы устанавливается

Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины не реже одного раза в год в законе о Государственном бюджете Украины. Минимальная заработная плата устанавливается в размере, не ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Ее размер не может быть уменьшен в случае уменьшения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц.

Индексация заработной платы работникам производится в соответствии со ст. 33 Закона Украины «Об оплате труда» в период между просмотрами Верховной Радой Украины размера минимальной заработной платы и осуществляется согласно Закону Украины «Об индексации денежных доходов населения».

Единство в правовом регулировании социально трудовых отношений, когда на всех субъектов трудовых правоотношений в равной мере распространяются абсолютное большинство норм, гарантирующих их права, не исключает дифференциации. Одними из главных критериев дифференциации в регулировании трудовых отношений являются возраст и пол. С учетом особенностей физического и психологического состояния несовершеннолетних и женщин через механизм специального правового регулирования для них устанавливаются дополнительные гарантии, льготы и преимущества. Согласно ст. 10 Закона Украины «Об охране труда» запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ, связанных с санитарным и бытовым обслуживанием), а также привлечение женщин к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы, согласно перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, предельных норм поднимания и перемещения тяжелых вещей, что утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Труд беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетнего ребенка, регулируется законодательством. В статье 11 данного Закона установлен запрет допуска несовершеннолетних к труду на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Важным предостережением является положение законодательства о том, что несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра.

Законодательством Украины установлено систему гарантий, защищающих работников от незаконного увольнения, – от необходимости ограничения оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя до четко регламентированного порядка увольнения работника и права обжалования в суд незаконного увольнения.

Одной из главных гарантий от незаконного увольнения является то, что работодатель не может действовать произвольно, на свое усмотрение определяя как основания, так и процедуру увольнения. Она основывается на общепризнанных правилах, установленных в Конвенции 158 Международной организации труда 1982 г. о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя (ратифицирована Украиной 04.02.1994 г.): трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только нет законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы (ст. 4). Не могут быть законным основанием для прекращения трудовых отношений следующие причины: а) членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время; Ь) намерение стать представителем трудящихся, выполнение в настоящее время или в прошлом функций представителя трудящихся; с) подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя, по обвинению в нарушении законодательства либо правил или обращение в компетентные административные органы; d) раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; е) отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству (ст. 5) отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой (ст. 6 этой Конвенции).

В Украине основания прекращения трудовых правоотношений устанавливаются в нормативных актах уровня не ниже закона. Дополнительные по сравнению с законодательством, основания прекращения трудового договора могут устанавливаться в трудовом контракте (ч. 3 ст. 21, п. 8 ст. 36 Кзот).

Незаконное увольнение работника с работы из личных побуждений по ст. 172 Уголовного кодекса Украины квалифицируется как грубое нарушение законодательства о труде и влечет уголовную ответственность.

Заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов – представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз на месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней, и не позже семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата (ст. 115 Кзот).

Задержка выплаты заработной платы даже на внушительные сроки не может препятствовать праву работника взыскать задолженность по заработной плате независимо от продолжительности задержки. В случае нарушения законодательства о оплату труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании надлежащей ему заработной платы без ограничения любым сроком (ч. 2 ст. 233 Кзот).

Поскольку задержка заработной платы не всегда связана с объективными трудностями, возникающими у собственника предприятия, учреждения, организации, действующее законодательство устанавливает ответственность лиц, которые без уважительных причин не выплачивают или задерживают заработную плату. Виновные действия руководителя предприятия, учреждения, организации, вследствие чего заработная плата выплачивалась несвоевременно или в размерах, низших от установленного законом размера минимальной заработной платы, является основанием для увольнения его по п. 11 ст. 41 Кзот. Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, выплата ее не в полном объеме является административным проступком со стороны должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов хозяйственной деятельности (ст. 41 Коап). Статьей 175 Уголовного кодекса Украины безосновательная невыплата заработной платы более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности или гражданином – субъектом хозяйственной деятельности, признается преступлением и карается соответствующими санкциями. Между тем уголовное наказание в этих случаях не является самоцелью, и лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам (ч. 3 ст. 175 УК).

Другой комментарий к статье 43 Конституции Украины

Свободное избрание труда или свободное согласование на него провозглашено ч. 1 ст. 43 Конституции Украины в соответствии со статьей 23 общей декларации прав человека. Свободное избрания труда и свободное согласие на нее означает, что только самому лицу принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческой и продуктивной работы. Причем человек может выбрать тот или иной вил деятельности, род занятий. Она может, например, работать по найму по трудовому договору (контракту) или же самостоятельно обеспечить себя работой как предприниматель, фермер, член кооператива, заниматься индивидуальной трудовой: деятельностью. Право свободно распоряжаться своими и способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость лица не должна рассматриваться как основание для привлечения ее к любой ответственности.

Очень важна норма, которая вводится в до ч. 2 ст. 43 Конституции. Она предусматривает обязанность государства по созданию условий для полного осуществления гражданами права на труд, обеспечению равных возможностей в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализации программ профессионально-технического обучения и подготовки и переподготовки кадров. Комплекс этих обязанностей государства можно, во-первых, рассматривать как определенный механизм обеспечения того права, которое предусмотрено в ч. и этой статье. Во-вторых, реализация указанных обязанностей может привести к нарушению крайне актуальных вопросов о присоединении Украины к ряду конвенции МОТ, например Конвенции 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и ЖЕНЩИН трудящихся с семейными обязанностями” (1981 г ).

Впрочем, невозможно не обратить внимание на некоторую несогласованность положений частей первой и второй данной статьи Дело в том, что в части первой речь идет о праве каждого (то есть о праве человека). Это создает впечатление, что принцип равных возможностей в выборе профессии или рода трудовой деятельности, в частности одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие степени, не касается иностранцев или лиц без гражданства. Между тем подобное редакционное сужение права на труд не отвечает требованиям статей 6 и 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного Украиной.

Запрещение принудительного труда предусмотрено в статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах и нашла свое отражение в Конституции Украины. Термин “принудительный или обязательный труд” означает всякую работу или службу, которая требуется от любого лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, аварии, несчастного случая); работа, выполняемая по приговору суда, вступившему в законную силу.

Основные положения относительно реализации конституционного права граждан на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда в процессе трудовой деятельности определяет Кзот Украины (ст. 153 – 173) и законы об охране труда от 15 декабря 1993 г. Законодательство об охране труда регулирует отношения между владельцем предприятия, учреждения, организации (или его соответствующим уполномоченным) и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине. Право на заработную плату не ниже установленного законом уровня обеспечивается Законом Украины “Об оплате труда” от 24 марта 1995 г., в частности размером минимальной заработной платы, которая является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования (ст. 3), ограничением размера удержаний из заработной платы (ст. 26) и др.

Положения Конституции относительно труда женщин и несовершеннолетних находят отражение в действующем законодательстве в ст. 174, 190 Кзот Украины, которыми запрещается применять труд женщин, лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах,/ кроме некоторых подземных работ и для женщин (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Запрещается также привлекать указанных лиц к подъему и перемещению вещей, вес которых превышает установленные и для них предельные нормы. Перечни этих работ утверждаются Министерством здравоохранения Украины по ‘ согласованию с Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.

Действующим законодательством, в частности ст. 232 КЗоТ Украины, предусматривается и судебная защита граждан и от незаконного освобождения. Споры работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, изменении даты и формулировки причины увольнения, оплате за время вынужденного прогула, за исключением споров для некоторых категорий > работников, рассматриваются непосредственно в районных (городских) судах..

Что стосується1 вознаграждения за труд, то ее защита, сроки и периодичность уплаты, а также другие соответствующие вопросы регулируются Законом Украины “Об оплате труда” от 24 марта 1995 г.