Новая редакция ст. 42 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.

Предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом.

Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и пределы монополии определяются законом.

Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей.

Комментарий к ст. 42 Конституции Украины

Фиксация в Конституции Украины 1996 г. права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность (собственно на частную предпринимательскую деятельность) для украинского законодательства и общественной жизни имеет историческое институциональное значение, несмотря на то, что в мировом опыте конституционного права и международно-правовой практике фиксации стандартов прав человека право на предпринимательскую деятельность давно приобрело значение обязательного элемента блока экономических прав и свобод человека. Действительно, в процессе реформирования административно командной экономики в экономику рыночного типа, социальная цена которого и его последствий может оцениваться весьма противоречиво, законодательное закрепление права на предпринимательскую деятельность фактически інституціалізувало одну из центральных звеньев всего механизма рыночной экономики, конечно, наряду с частной формой собственности и широким кругом организационно правовых форм осуществления предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что названные базовые институциональные основы функционирования рыночных экономических отношений были введены в законах Украины, ныне утративших силу, «О предпринимательстве», «О собственности», «О предприятиях» и другие. их нормы создали определенную юридико техническую базу для конституционно правовых обобщений в соответствующей сфере, в тексте Конституции 1996 г. Таким образом, следует отметить, что закрепленное право на предпринимательскую деятельность в комментируемой статье выполняет, в частности, функцию институционализации одного из важнейших элементов рыночной экономики.

Следует также отметить, что названная конституционно правовая норма достаточно четко транслирует вектор направленности правового регулирования экономических отношений в содержании текущего законодательства, и в первую очередь Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины. Во первых, свобода предпринимательской деятельности в качестве принципа хозяйствования и общей основы гражданского законодательства закреплена соответственно в ст. 6 ГК Украины и ст. 3 ГК Украины. Следует отметить, что названные кодексы содержат отдельные главы в своем составе, системно связанные с конституционным правом лица на предпринимательскую деятельность, в частности глава 4 Хозяйственного кодекса и глава 5 Гражданского кодекса Украины. Соответствующие нормы Хозяйственного кодекса Украины, которыми, в частности, определяется содержание предпринимательства как вида хозяйственной деятельности (ст. 42), содержание свободы предпринимательской деятельности (ст. 43), других принципов предпринимательской деятельности (ст. 44) и организационных форм предпринимательства (ст. 45), а также нормы Гражданского кодекса Украины, которыми детализировано собственное право физического лица на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 50), определено содержание гражданско правовой ответственности физического лица – предпринимателя (ст. 52) и другие, совокупно позволяют, так сказать, в «обратном порядке» установить содержание права на предпринимательскую деятельность в соответствии со ст. 42 Конституции Украины. Ведь законодатель в пределах названной конституционно правовой нормы это содержание не раскрывает, ограничиваясь лишь констатацией права на предпринимательскую деятельность. Такую ситуацию следует признать одним из недостатков конституционного нормотворчества, тем более что смежные конституционные экономические права, в частности право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью (ст. 41 Конституции Украины), право на труд (ст. 43 Конституции Украины), право на отдых (ст. 45 Конституции Украины), право на социальную защиту (ст. 46 Конституции Украины) и тому подобное, сформулированные с выразительным дефінітивним акцентом. Таким образом, следует констатировать, что высшей юридической силой скорее обеспечено право гражданина на предпринимательскую деятельность в ее декларативном смысле, чем перечень принципиальных аспектов такой деятельности, как, например, самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск хозяйственной деятельности, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли, что собственно и позволяют сделать предпринимательство объектом правового регулирования и правовой охраны в рамках всех ступеней иерархии национальной системы законодательства.

Конституция Украины как кодификация конституционно правового регулирования общественных отношений требует системного подхода к анализу тех или других ее норм, в частности, с целью их толкования и тому подобное. Комментируемая статья не является исключением, ведь она, во-первых, составляющей подсистемы экономических прав и должна анализироваться в контексте ее взаимодействия с правом собственности, правом на труд, правом на социальную защиту, правом на забастовку, право на свободу научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности и тому подобное. Ведь предпринимательская деятельность состоит из капитализации материальных и нематериальных активов, которые предусматривают наличие определенного правового титула или права интеллектуальной собственности, их дальнейшее использование в процессе создания новых товаров, предоставление услуг или выполнение работ, а с их реализацией через получение прибыли связано приобретение права собственности на новые объекты гражданских и хозяйственных прав. Аналогично следует установить органическую связь между реализацией права на предпринимательскую деятельность и конституционным правом на труд, ведь свободный наем предпринимателем работников является одним из принципов предпринимательской деятельности. К названной подсистемы тяготеет также конституционно правовая обязанность платить налоги, предусмотренный в ст. 67 Конституции Украины, что может выступать доминирующим мотивационным аспектом реализации права на предпринимательскую деятельность как такого, ведь при определенных обстоятельствах налогообложение может приобретать конфискационного характера.

Системно структурный подход также требует установления органической взаимосвязи между содержанием ст. 42 Конституции Украины и подсистемой конституционно правового определения правового положения высших органов государственной власти, в первую очередь исполнительной. Так, бесспорным является правовая связь между реализацией права на предпринимательскую деятельность и, например, компетенцией Кабинета Министров Украины относительно проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики в соответствии с п. 3 ст. 116 Конституции Украины. Вполне понятно, что реализация Правительством названных направлений экономической политики через систему государственного регулирования предпринимательской деятельности фактически создает разнообразные по направленности правовые режимы деятельности субъектов хозяйствования, реально влияя на их фактические возможности ее осуществления. Наконец, все названные подсистемной конституционно правовые алгоритмы реализации права на предпринимательскую деятельность выступают составляющими общей для них системы конституционно правового регулирования общих основ общественного строя страны. В этом контексте конституционное право на предпринимательскую деятельность является элементом более сложного правового механизма, в котором происходит его активное взаимодействие с положениями, в частности, статей 13, 14, 15, 17 Конституции Украины, которые определяют соответственно перечень объектов права собственности Украинского народа, правовой механизм его реализации и права граждан пользоваться природными объектами; устанавливают ограничения на использование объектов права собственности, определяют социальную направленность экономики и принцип равноправия субъектов права собственности и защиты государством прав всех субъектов хозяйствования; особый режим права собственности на землю; устанавливают принцип экономического многообразия как основополагающее положение организации общественной жизни в Украине и определяют экономическую безопасность важнейшей функцией государства и тому подобное.

Необходимость системного толкования содержания комментируемой статьи, таким образом, обусловлена тем, что право на предпринимательскую деятельность является не только элементом правового механизма функционирования рыночной экономики, но и составляющей правового хозяйственного порядка как такого, который согласно ст. 5 Хозяйственного кодекса Украины формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определение Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства. В этом контексте следует отметить, что категории «правовой хозяйственный порядок» на отраслевом уровне должна корреспондировать базовая конституционно правовая категория «конституционный экономический порядок». Но это проблема систематизации норм Конституции Украины, определение общественных приоритетов и даже признание конкуренции интересов, связанных с объектами конституционно правового регулирования, их институциализации в системе Конституции как кодифицированного источника. В этом смысле в процессе будущей конституционной реформы необходимо исходить из необходимости закрепления в Основном Законе отдельного института «конституционных принципов правового экономического порядка в Украине». Именно такой подход может существенно повысить конечную эффективность конституционно правового регулирования экономических отношений как таковых, и в частности реализации права на предпринимательскую деятельность, создать системное влияние на содержание текущего законодательства, в частности хозяйственного, обеспечить его развития четкие конституционно правовые ориентиры и в полной мере включить Конституционный Суд Украины в процесс обеспечения конституционной законности в экономической сфере общественных отношений.

Отсутствие в действующей Конституции Украины внутренней систематизации норм, имеющих общий объект конституционно правового регулирования – экономическую систему и конституционный экономический порядок, следует признать существенным недостатком, что снижает общую эффективность ст. 42 Конституции Украины. Ведь согласно цитируемым определением правового хозяйственного порядка право на предпринимательскую деятельность является не только элементом рыночного саморегулирования экономических отношений (хотя и базовым), но и находится в системе отношений государственного регулирования макроэкономических процессов, что по своему воздействию значительной частью ограничивает действие принципа свободы предпринимательской деятельности и таким образом существенно влияет на конечную конфигурацию содержания предпринимательства. В этом смысле ст. 42 Конституции Украины определяет среди публично правовых факторов, устанавливающих пределы реализации права на предпринимательскую деятельность, лишь императивы соблюдения правил добросовестной экономической конкуренции и защиты прав потребителей. Однако такие оговорки не охватывают всех правовых средств реализации государством экономической политики, в том числе и через механизмы государственного регулирования отношений с участием предпринимателей, которые непосредственно и определяют реальный правовой режим предпринимательства в Украине.

Отдельной проблемой конституционно правового закрепления права на предпринимательскую деятельность, что также, как представляется, приводит к существенному снижению его эффективности, является его фиксация как субъективного права, а не сложного общественно-экономического феномена – объекта конституционно правового регулирования, тем более что она происходит при условии ограничения субъектного состава носителей такого субъективного права только физическими лицами. Вместе с этим и гражданское право исходит из существования целого ряда юридических лиц частного права, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе предпринимательских обществ (ст. 83 и ст. 84 Гражданского кодекса Украины), и конечно хозяйственное право предусматривает широкий круг субъектов хозяйствования, которые могут быть созданными как юридические лица в различных организационно правовых формах (ст. 45 и ст. 55 ГК Украины). Следует отметить, что Гражданским кодексом Украины и Хозяйственным кодексом Украины предусмотрено, что физическое лицо может выступать лишь как один из типов субъектов предпринимательской деятельности, другой тип образуют различной организационно правовой формы хозяйственные организации – юридические лица. В то же время фиксация права на предпринимательскую деятельность только в разделе II Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» чрезвычайно сужает сферу ее регулирования, ограничивая ее действие только субъектами – физическими лицами. Следовательно предприниматели – юридические лица и предпринимательство как институт рыночных экономических отношений остаются при таком подходе фактически вне прямой конституционно правовым обеспечением. К этому следует добавить, что согласно положениям ст. 13 Конституции Украины «Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования», но в то же время право на предпринимательскую деятельность одних субъектов она фиксирует на уровне конституционно правового регулирования, а другую категорию субъектов оставляет текущему законодательству, что само по себе создает неравные возможности правовой защиты.

Эта проблема, однако, выходит за пределы только правоохранительной функции Конституции Украины, ведь фактически речь идет о различную конфигурацию частных и публичных интересов, возникающих по поводу деятельности субъектов хозяйствования по критерию их отнесения к малому или среднему бизнесу или до мощных финансово-промышленных групп, которые образованы как холдинговые компании и которые являются субъектами экономических отношений в глобальном измерении.

Вполне понятно, что предпринимательская деятельность первых представлена в основном физическими лицами – предпринимателями, а последних – исключительно целым рядом ассоциированных предприятий юридических лиц. Понятно также, что и правовые режимы регулирования деятельности малого бизнеса и компаний глобального или общенационального отраслевого масштаба должны существенно отличаться и ровно требуют при этом выяснение конституционно правовых приоритетов и фиксации основных правовых средств, которые кладутся в основу таких режимов. Следовательно, закрепление права на предпринимательскую деятельность только физических лиц создает фрагментарное конституционно правовое регулирование предпринимательства, что существенно снижает его эффективность в этой сфере общественно-экономических отношений.

Следует также отметить, что предпринимательская деятельность имеет тесную органическую связь с возникновением и реализацией корпоративных прав, в том числе и через основание и участие в управлении специально созданных для осуществления предпринимательской деятельности предприятий – юридических лиц – субъектов коммерческого хозяйствования. И хотя корпоративные права по своей природе и в соответствии со ст. 167 Хозяйственного кодекса Украины не является предпринимательством, тесная органическая связь между ними также требует, как представляется, их конституционно правовой фиксации, ведь они обуславливают предпринимательскую деятельность корпоративных предприятий, а также является формой реализации имущественных прав, предусмотренных ст. 41 Конституции Украины.

Следует отметить, что ст. 42 Конституции Украины в содержании своих положений частично учитывает противоречивость и динамику частных и публичных интересов, возникающих по поводу предпринимательской деятельности, и поэтому наряду с фиксацией самого права на предпринимательскую деятельность включена оговорка, что сферой реализации права являются только те виды деятельности, которые не являются запрещенными законом. Следует отметить, что законодатель указал и на средства ограничения – прямой запрет путем отсылки к текущему законодательству, не учитывает иных хозяйственно-правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности, например лицензирование. Важно обратить внимание на то, что в этом случае Конституция Украины не указывает на содержание тех или иных интересов, для обеспечения которых законодательно могут быть применены эти запреты. Следует также отметить, что отсутствие ссылки в Конституции на возможность ограничений предпринимательской деятельности в текущем законодательстве именно на основании тех или иных публичных интересов приводит к коллизии с положением ст. 64 Конституции Украины относительно того, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией, которыми являются, в частности, введение в стране военного или чрезвычайного положения, то есть конкретные правовые режимы, возможность введения которых прямо предусмотрена в тексте Конституции.

Следует также отметить, что наличие простого оговорки в тексте Конституции на возможность запретить право на предпринимательскую деятельность без ссылки на определенный публичный интерес, защита которого должна быть основанием для таких запретов, практически приводит к возможности бесконтрольного ограничения текущим законодательством предоставленного Конституцией Украины такого права, что не является допустимым.

Часть 2 этой статьи содержит другое по юридической технике средство ограничений-ограничение по кругу лиц. Так, «предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом». В этом случае Конституция Украины указывает на средство ограничения права на предпринимательскую деятельность через субъектный состав правоотношений, конкретное содержание которого определяется также путем отсылки к текущему законодательству.

В части 3 ст. 42 Конституции Украины публичный интерес, по обеспечению которого государство применяет запрет на отдельные виды поведения со стороны предпринимателей, обусловлен необходимостью поддержания экономической конкуренции как системного фактора функционирования рыночной экономики. Следует обратить внимание, что в этой части ст. 42 Конституции Украины запрет сформулирована в виде прямого указания на перечень родовых составов экономических, хозяйственных правонарушений – злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции; недобросовестная конкуренция. Фактически эта норма также отсылает к текущему конкурентного законодательства, которое содержит исчерпывающий перечень соответствующих правонарушений. Следует обратить внимание на то, что Конституция Украины не запрещает монопольное положение предпринимателя на внутреннем рынке как таковом. Это особенно важно в условиях глобальной экономической конкуренции, особенно в условиях членства Украины в Мировой организации торговли. Государство запрещает именно злоупотребление монопольным положением, которое и образует состав правонарушения. Однако виды и границы монополии, отграничивающие правомерную монополию от запрещенной, согласно ст. 42 Конституции Украины, определяются законом.

Следующим публичным интересом, который является фактором публично правового регулирования предпринимательской деятельности, являются права потребителей на качество и безопасность товаров и услуг, которые производятся и выдаются предпринимателями. В части 4 этой статьи Конституции Украины государство фиксирует свой долг защищать права потребителей путем контроля за качеством и безопасностью продукции всех видов услуг и работ.

Думается, с точки зрения последовательности применения инструментов законодательной техники законодателю в этом случае также было бы целесообразно указать на правовые последствия причинения вреда потребителям и сделать отсылку к специальному текущего законодательства.

Следует отметить, что сложность содержания экономических отношений, их регулирования со стороны государства и их правового регулирования требует применения многих других ограничений и запретов в предпринимательской деятельности. Эти ограничения, как правило, не связаны с запретом отдельных видов деятельности, или определением сферы государственной монополии или запретом отдельным лицам заниматься предпринимательством, или состоянием экономической конкуренции, или правами потребителей. Они в первую очередь связаны с возможностью реализации свободы договора, а именно через установление ограничений на заключение определенных сделок, сужение сферы диспозитивности в определении тех или иных договорных условий, например платежных, ценовых условий обеспечения обязательств и тому подобное.

Именно в этой сфере реализуется большинство инструментов государственного регулирования экономики и именно они объективно ограничивают в той или иной части право на предпринимательскую деятельность. Но именно государственное регулирование хозяйственных отношений как неотъемлемая составляющая рыночных отношений и правового хозяйственного порядка не получило своего собственного конституционно правового обеспечения, чем фактически образуется пробел в конституционно правовом регулировании экономических отношений как таковых.

Другой комментарий к статье 42 Конституции Украины

Предпринимательство – это гарантированная Конституцией Украины самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск и не запрещенная законом деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане Украины, других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, непосредственно или через созданные ими юридические лица. Предпринимательская деятельность может быть основным видом деятельности гражданина. Если предпринимательская деятельность не является основной. законодательство о предпринимательстве касается той ее части, которая по своему характеру является предпринимательской.

Конституцией и законом ограничивается такая деятельность депутатов, должностных или служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно Закону Украины “О предпринимательстве” от 7 февраля 1991 г. не допускается занятие предпринимательской деятельностью военно-служащих. служебных лиц органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного нотариата, а также государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до окончания срока, установленного приговором суда.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решение и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. В установленном законом порядке Верховная Рада Украины утверждает перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также тех, предпринимательство в которых не применяется в связи с повышенными требованиями к безопасности работ и централизации функции управления.

Предпринимательство осуществляется на основе следующих принципов: свободный выбор деятельности; привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств граждан и юридических лиц; самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции. установление цен в соответствии с требованиями законодательства; свободный наем работников; свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения обязательных платежей, и другие. Одним из условий предпринимательской деятельности является государственная регистрация: предпринимательства. и

Согласно Конституции государство обеспечивает 1 свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и 1 монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности.

Государство предусматривает систему мер для ограничения указанного монополизма. С этой целью приняты антимонопольные законы “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности от 18 февраля 1992 г. и “О Анти монопольный комитет Украины” от 26 ноября 1993 г. Анти монопольный комитет наделен большими полномочиями в сфере антимонопольной деятельности, в том числе в части предотвращения злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции, недобросовестной конкуренции. Виды и границы монополии определяются указанным законом, в частности злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерные соглашения между предпринимателями, дискриминацию предпринимателей органами власти и управления, недобросовестная конкуренция.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей вич злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины. Основные принципы, формы и методы деятельности Антимонопольного комитета. а также его компетенция в вопросах осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, принятие мер к предупреждению или пресечению его нарушений, а также о привлечении виновных лиц к юридической ответственности определены законом “О Антимонопольный комитет Украины”. „

Реализация установленной Конституцией Украины 1 обязанности государства по защите прав потребителей обеспечивается специальными законами. Да. Законом Украины “О защите прав потребителей” в редакции от 15 декабря 1993 г. предусмотрено, что потребители на территории Украины во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих потребностей имеют право на государственную защиту своих прав; гарантированный уровень потребления; надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания; безопасность товаров (работ, услуг); возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами), в случаях, предусмотренных законодательством; обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав; объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей). Государственная защита потребителей осуществляется органами местного самоуправления и местными государственными администрациями. Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации. Государственным комитетом Украины по делам защиты прав потребителей и их органами на местах в пределах полномочий, установленных для них законодательством.

Следует заметить, что Законом Украины “О потребительской кооперации” от 10 апреля 1992 г. предусмотрено защите прав потребителей, которые объединились в потребительские общества и союзы для совместной хозяйственной деятельности с целью улучшения своего экономического и социального положения. Но такая деятельность не относится к предпринимательской и на нее не распространяются законы “О предпринимательстве” и “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.