Новая редакция ст. 7 Конституции Украины с Комментариями.

В Украине признается и гарантируется местное самоуправление.

Комментарий к ст. 7 Конституции Украины

В своем нормативном значении положения данной статьи связано с принципом народовластия (ст. 5 Конституции), а также коррелируется с ее статьями 140-146, где содержится общее понятие местного самоуправления в Украине, определяются общие принципы формирования его органов и избрание главных должностных лиц, принципиальные основы формирования и структура материальной и финансовой основы функционирования, сферы ведения системы местного самоуправления.

По определению Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3) оно является правом и реальной способностью органов местного самоуправления представлять значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Согласно Европейской хартии это право осуществляется как выборными и исполнительными органами, так и непосредственно территориальной общиной путем использования различных форм прямой демократии.

Местное самоуправление, как его определяет Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г., – это гарантированное государством право и реальная способность территориальной громады-жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины (ст.2). Местное самоуправление – форма реализации власти народа, которая осуществляется через систему организации деятельности населения местных образований для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения.

Таким образом, первичным субъектом местного самоуправления Конституция провозглашает не административно территориальную единицу, а территориальную общину как некую самоорганизацию граждан, объединенных по территориальному признаку с целью удовлетворения в рамках закона своих коллективных потребностей и запросов и защиты своих законных прав и интересов. Самоуправление осуществляется территориальными обществами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин.

Конституция в общих чертах обновляет исторические традиции украинского народа общественного самоуправления. Эти многовековые традиции и укорененные в менталитете народа, его опыте. Начиная с XIV в. все больше городов Юго Западной Руси, а впоследствии и Правобережной Украины становились самоуправляемыми на принципах Магдебургского права-Сянок, Львов, Каменец, Брест, Киев, Луцк, Дубно, ровно, Дорогобуж и др. В этих городах главным органом самоуправления были городские советы, которые выполняли функции власти и суда по гражданским делам. С конца XVI в. на территории Украины распространяется казачье самоуправление с его территориальной полково сотенной системой, системой сотенных, полковых и Генеральных казацких советов, свернутых правительством царской России. Со второй пол. XIX ст. здесь были введены новое городское самоуправление, а в Галичине и Буковине – органы краевого и местного самоуправления, которые эффективно продолжали дніти в Западноукраинской Народной Республике в 1918-1919 гг. Создание советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов после свержения самодержавия в 1917 г., их большевизации! положили начало декларативном советскому народовластию и местному самоуправлению в УССР. Существенные изменения в правовом статусе местных советов как органов территориального общественного самоуправления, формы непосредственной демократии, как испытуемой историческим опытом основы демократического строя в Республике были связаны с принятием Закона УССР «О местных советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении» (1990 г.) и особенно Закона Украины «О выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных городских, районных в городах, областных Советов» (1994 г.), Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г., «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10 июля 2010 г.

Итак, местное самоуправление в Украине представляет собой ныне соответствующую систему, функционирующую на конституционно правовых началах. Система местного самоуправления – это совокупность органов и разнообразных организационных форм, с помощью которых соответствующая территориальная община или ее составные части решают вопросы местного значения, реализуют задачи и функции местного значения. Такими составляющими системы согласно Закону «О местном самоуправлении в Украине» (ст. 5) являются: а) территориальная община; б) сельский, поселковый, городской совет; в) сельский, поселковый, городской голова; г) исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; районные в городе советы, которые создаются в городах с районным делением по решению территориальной общины города или городского совета; г) районные и областные советы, представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов; д) органы самоорганизации населения. Местное самоуправление характеризуется уровнем власти, ориентирован на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения.

Территориальную общину составляют жители, которые постоянно проживают в границах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами или добровольным объединением жителей нескольких сел с наличием единого административного центра Местное самоуправление осуществляется с учетом национальных и исторических особенностей, а также местных условий. Граждане имеют равные права на его осуществление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или политическим партиям.

К органам местного самоуправления относятся сельские, поселковые, городские советы состоят из депутатов, избранных на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Эти советы могут иметь свои исполнительные органы – избранных соответственно сельского, поселкового, городского голов, которые возглавляют исполнительный орган совета и председательствуют на ее заседаниях. Районные и областные советы представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов, на уровне которых предусматривается создание исполнительных органов, а исполнительного аппарата соответствующего совета. Председатели районного и областного советов избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат совета. Согласно ст. 118 Конституции Украины функции исполнительных органов районных и областных советов выполняют соответствующие государственные администрации, которым делегируются эти полномочия.

Правовой статус местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, а также в Автономной Республике Крым определяется Конституцией Украины, законом о местном самоуправлении с особенностями, предусмотренными другими законами.

Граждане Украины, достигшие 18 летнего возраста и являющиеся дееспособными, представляют собой активных субъектов права на участие в осуществлении местного самоуправления. Они имеют право: избирать его органы и должностных лиц, быть избранными или назначенными в эти органы, принимать участие в местных референдумах, собраниях граждан по месту их проживания и пользоваться другими правами, предусмотренными Конституцией и законами Украины, на участие в осуществлении местного самоуправления.

Выборы органов местного самоуправления осуществляются на основании Закона Украины «О выборы депутатов Верховной Рады Украины, Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10. 07. 2010 г. Им, в частности, предусмотрено, что выборы депутатов сельских, поселковых советов проводить по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах. А выборы депутатов Верховной Рады АРК, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной (мажоритарно пропорциональной) системе (пп. 2, 3 ст. 2). Закон гарантирует равное избирательное право гражданам, равенство прав и возможностей кандидатов в депутаты советов всех уровней, кандидатов на должность сельского, поселкового или городского головы.

Важной формой непосредственного волеизъявления территориальной общины является принятие ею решений по вопросам, которые принадлежат к ведению местного самоуправления, путем проведения местного референдума, решения которых являются обязательными к исполнению и имеют высшую юридическую силу по сравнению с решениями советов и их исполнительных органов. Одной из форм непосредственного волеизъявления территориальной общины является общее собрание граждан, проводимых по месту их жительства, решения которых по вопросам самоорганизации территориальной общины являются обязательными к выполнению органами, а обращение или предложения соответствующих советов и их исполнительных органов или должностных лиц, руководителей предприятий, организаций, учреждений должны быть рассмотрены в установленные законом сроки.

Новыми формами участия как отдельных членов территориальной громады, так и их объединений или групп являются местные инициативы и общественные слушания, предусмотренные Законом «О местном самоуправлении в Украине». Местные инициативы означают право членов территориальной общины инициировать рассмотрение в совете любого вопроса, отнесенного к ведению местного самоуправления, порядок рассмотрения которого определяется его представительным органом или уставом территориальной громады. Право территориальной общины проводить общественные слушания предусматривает проведение встреч с депутатами соответствующего совета и должностными лицами, нарушения вопросов и внесение предложений по вопросам местного значения.

В нашей стране местное самоуправление осуществляется в соответствии с ст. 4 Закона «О местном самоуправлении в Украине» на принципах: народовластия; законности; гласности; коллегиальности; сочетания местных и государственных интересов; выборности; правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных законом; подотчетности и ответственности перед территориальными громадами их органов и должностных лиц; государственной поддержки и гарантии местного самоуправления; судебной защиты его прав. В своей совокупности вышеназванные принципы отражают сущность местного самоуправления как своеобразной формы организации публичной власти, призванной служить человеку и народу

Вопросами организации и функционирования системы местного самоуправления, которые представляют собой предмет исключительной компетенции местных советов, являются следующие: принятие решения о проведении местного референдума; принятие в соответствии с законодательством решений относительно организации проведения референдумов и выборов органов государственной власти, местного самоуправления и сельского, поселкового, городского головы; принятие решений о наделении органов самоорганизации населения отдельными собственными полномочиями органов местного самоуправления, а также о передаче средств, материально технических и других ресурсов, необходимых для их осуществления; принятие решений о досрочном прекращении полномочий органов территориальной самоорганизации населения в случаях, предусмотренных законом; утверждение устава территориальной общины.

Местные советы осуществляют свои функции и полномочия в рамках соответствующих организационно правовых форм работы. Основной организационной формой деятельности сельских, поселковых, городских, районных, областных, районных в городе, а также городов Киева и Севастополя советов является сессия. Это – совокупность пленарных заседаний совета, а также заседаний ее постоянных комиссий. Сессия совета созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в течение трех месяцев. В пределах своих полномочий совет на сессии принимает нормативные и другие акты в форме решений, которые утверждаются открытым (в том числе поименным) или тайным голосованием. Принятые решения нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен другой срок введения их в действие.

Закон о местном самоуправлении закрепляет положение, согласно которому местные бюджеты являются самостоятельными, они не включаются в Государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым и других местных бюджетов. На основании договоров органы местного самоуправления могут с учетом местных условий и особенностей перераспределять между собой отдельные полномочия и собственные бюджетные средства. Как юридические лица сельские, поселковые, городские, районные и областные советы имеют свои печати с изображением государственного Герба Украины и своим наименованием, а также счета в учреждениях банков страны.

Другой комментарий к статье 7 Конституции Украины

В своем нормативном значении положения данной статьи связаны с принципом народовластия (ст. 5 Конституции).

Под местным самоуправлением понимается право местных территориальных общин – жителей села или нескольких объединенных сел, поселков, городов и ими избранных сельских, поселковых, городских советов самостоятельно, независимо от государственных органов решать вопросы местного значения в пределах и в соответствии с Конституцией и законами Украины. Конституция в общих чертах возобновляет украинские исторические традиции общественного самоуправления.

Местное самоуправление в нашем государстве в соответствии с Конституцией имеет проявление в предоставлении территориальным общинам и их органам-советам властно – управленческих полномочий. Украина не только признает и гарантирует местное самоуправление на уровне своего Основного Закона, но и рассматривает его как фундаментальную основу устройства государства и общества.

Местное самоуправление является формой привлечения граждан Украины к участию в управлении своими делами, а потому должно рассматриваться как осуществление демократии на местном уровне. Это очевидное свидетельство того, что Украина как член Совета Европы присоединилась к европейским стандартам “локальной демократии”. Государство и общество не только признают местное самоуправление. Оно еще гарантируется Конституцией. Такими гарантиями являются, в частности, участие государства в формировании доходной части бюджетов, компенсация в необходимых случаях затрат местного самоуправления (ст. 142 Конституции).