Новая редакция ст. 78 Конституции Украины с Комментариями.

Народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата, быть на государственной службе, занимать другие оплачиваемые должности, заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получения прибыли.

Требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности устанавливаются законом.

В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, народный депутат Украины в двадцатидневный срок со дня возникновения таких обстоятельств прекращает такую ​​деятельность или подает личное заявление о сложении полномочий народного депутата Украины.

Комментарий к ст. 78 Конституции Украины

Комментируемая статья Конституции предусматривает, что народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Согласно Закону Украины от 17 ноября 1992 г. «О статусе народного депутата Украины» в редакции от 22 марта 2001 г. предполагается, что «народный депутат осуществляет свои полномочия на постоянной основе». Полномочия народного депутата начинаются после принятия им присяги на верность Украине перед Верховной Радой Украины с момента скрепления присяги личной подписью под ее текстом и народный депутат не может принимать участия в заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов, а также осуществлять другие депутатские полномочия до того времени, пока он не скрепит присягу личной подписью под ее текстом. Отказ принять и подписать присягу влечет утрату депутатского мандата. По общему правилу полномочия народного депутата Украины прекращаются с момента открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.

Анализируя ч. 2 ст. 78 Конституции, которая предусматривает, что народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата или быть на государственной службе, хотелось бы прежде всего отметить, что впервые принцип несовместимости был предусмотрен Конституционным Договором между Верховной Радой Украины и Президентом Украины «Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины», который вступил в силу 8 июня 1995 г. и ст. 13 которого установила ограничения на совмещение депутатской деятельности с другой, кроме преподавательской, научной и творческой работы.

При этом сразу же хочется отметить, что в ч. 2 ст. 76 Конституции Украины говорится о несовместимости мандата народного депутата Украины с: во первых, другим представительским мандатом и, во вторых, возможностью быть на государственной службе.

Для полноценного понимания несовместимости мандата народного депутата Украины с другим представительским мандатом или пребыванием на государственной службе и соотношение между частями 2 и 3 ст. 78 Конституции Украины обязательно необходимо учесть Решение Конституционного Суда Украины по делу относительно несовместимости депутатского мандата от 13 мая 1997 г. № 1 зп/1997, в котором Суд установил следующее. Словосочетание «другие виды деятельности» употребляется в ч. 3 ст. 78 и ч. 4 ст. 81 Конституции Украины в разных значениях. В части 3 ст. 78 Конституции Украины под «другими видами деятельности» имеют в виду все ее виды, не охваченные ч. 2 этой статьи, то есть за исключением деятельности, связанной с другим представительским мандатом или с государственной службой. В части 4 ст. 81 Конституции Украины словосочетание «другими видами деятельности» по своему объему шире от такого же словосочетания ч. 3 ст. 78. Оно включает как виды деятельности, предусмотренные ч. 2 ст. 78, так и виды деятельности, которые в соответствии с частью 3 ст. 78 Конституции Украины устанавливаются законом. Такое толкование употребляемого в ч. 4 в. 81 Конституции Украины словосочетание «другие виды деятельности» подтверждается также анализом ч. 4 ст. 103, ч. 1 ст. 120 и ч. 2 ст. 127 Конституции Украины, которые устанавливают требования относительно несовместимости поста Президента Украины, должностей членов Кабинета Министров Украины и профессиональных судей.

Таким образом, словосочетание «другие виды деятельности», которое употребляется в ч. 4 ст. 81 Конституции Украины нужно понимать так, что им охватываются как виды деятельности, предусмотренные ч. 2 ст. 78, так и виды деятельности, которые согласно ч. 3 ст. 78 Конституции Украины устанавливаются законом.

В части 3 ст. 78 Конституции Украины отмечается, что требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности устанавливаются законом. При этом несовместимость депутатского мандата с другими видами деятельности детализируется в ст. 3 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины». В частности, там отмечается, что народный депутат не имеет права:

1) быть членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа исполнительной власти;

2) иметь другой представительский мандат или одновременно быть на государственной службе;

3) занимать должность городского, сельского, поселкового головы;

4) заниматься любой, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от выполнения обязанностей народного депутата время;

5) привлекаться как эксперт органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской деятельностью;

6) входить в состав руководства, правления или совета предприятия, учреждения, организации, имеющего целью получение прибыли.

К тому же в частях 2 и 3 ст. 3 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» говорится о том, что народный депутат обязан придерживаться других требований и ограничений, которые устанавливаются законом. А также, что народный депутат, назначенный (избранный) на должность, несовместимую с депутатским мандатом, и полномочия которого не прекращены в установленном законом порядке, допускается к исполнению обязанностей по такой должности не раньше дня подачи им в Верховную Раду Украины заявления о сложении полномочий народного депутата Украины.

Нельзя не упомянуть также ст. 5 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», в которой говорится о порядке досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины и в ч. 2 которой предусматривается, что в случае невыполнения требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности полномочия народного депутата прекращаются досрочно на основании закона по решению суда.

Для реализации этого положения комитет, в компетенцию которого входят вопросы депутатской этики, рассматривает соответствующие материалы и представляет заключение Председателю Верховной Рады Украины, который в десятидневный срок обращается в суд или возвращает материалы комитета с обоснованием отказа в обращении в суд. По поручению Председателя Верховной Рады Украины в суд по вопросу досрочного прекращения полномочий народного депутата также может обратиться Первый заместитель или заместитель Председателя Верховной Рады Украины. Комитет, в компетенцию которого входят вопросы депутатской этики, в случае возвращения Председателем Верховной Рады Украины материалов с обоснованием отказа в обращении в суд рассматривает их и в случае несогласия с ними вносит предложение о рассмотрении этого вопроса на заседании Верховной Рады Украины.

По решению Верховной Рады Украины Председатель Верховной Рады Украины обязан обратиться в суд для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий такого народного депутата. Верховная Рада Украины своим решением также может обязать обратиться в суд по вопросу о досрочном прекращении полномочий народного депутата Первого заместителя или заместителя Председателя Верховной Рады Украины.

Итак, в ч. 3 ст. 78 Конституции устанавливается правило, по которому вопрос относительно требований о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности регулируются исключительно законами Украины. По этому поводу, кроме Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», который уже цитировался, необходимо также проанализировать части 3 и 4 ст. 81, ч. 4 ст. 103, ч. 1 ст. 120 и ч. 2 ст. 127 Конституции Украины, которые также регламентируют принцип несовместимости, полноценное понимание которого невозможно без анализа всех указанных статей.

Другой комментарий к статье 78 Конституции Украины

Требование данной статьи о осуществления депутатами своих полномочий на постоянной основе означает, что для избранного народом депутата работа в парламенте является основной и постоянной на весь период его полномочий. Это правило должно обеспечить эффективность и работы парламента, способствовать росту профессионализма при осуществлении депутатами функции народного представительства.

Народный депутат представляет в Верховной Раде народ Украины. Это означает, что он не зависит от своих избирателей, то есть имеет свободный мандат, что в отличие от императивного мандата не предусматривает ни и наказов избирателей депутатам, ни их отзыва избирателями. Это обязывает депутаты с особым вниманием учитывать в своей деятельности интересы народа. поддерживать тесные связи с избирателями, чтобы оправдать их доверие.

Запрет депутатам Верховной Рады иметь другой представительский мандат, в частности в органах местного самоуправления, преследует цель обеспечить их независимость и беспристрастность при осуществлении своих обязанностей. Предусмотрена в этой же статье запрет занимать должности на государственной службе и совмещать депутатский мандат с другими видами деятельности имеет целью то же самое, что и несовместимость нескольких представительских мандатов, а именно – независимость депутатов от государственных органов власти, местных территориальных общин или интересов отдельных личностей.

Согласно Закону “О статусе народного депутата Украины” от 17 ноября 1992 г. этот статус несовместим с занятием какой-либо должности, за исключением лишь тех, что связаны с преподавательской, научной и другой творческой работой (ст. 4). Наличие исключения объясняется тем, что творческая деятельность имеет индивидуальный характер и происходит в сфере науки, образования и культуры, которые не связанные с выполнением соответствующих полномочий.

Этот закон означает, что народный депутат не может привлекаться как эксперт органами предварительного следствия, прокуратуры, суда; получать от иностранных правительств и иностранных и украинских учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности подарки и вознаграждения; использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью. Народный депутат Украины обязан также соблюдать другие требования и ограничения, которые устанавливаются Законом “О борьбе с коррупцией” от 5 октября 1995 г.

Занятие депутатом должности, не совместимой с депутатским мандатом, влечет прекращение депутатских полномочий в установленном порядке (см. комментарий к ст. 81 Конституции).