Новая редакция ст. 79 Конституции Украины с Комментариями.
Перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят перед Верховной Радой Украины следующую присягу:
“Присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими действиями отстаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа. Клянусь соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников”.
Присягу зачитывает старший по возрасту народный депутат Украины перед открытием первой сессии новоизбранной Верховной Рады Украины, после чего депутаты скрепляют присягу своими подписями под ее текстом.
Отказ принести присягу влечет утрату депутатского мандата.
Полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принесения присяги.
Комментарий к ст. 79 Конституции Украины
Указанная статья предусматривает порядок принятия народными депутатами Украины присяги на верность Украине. Под присягой понимают официальное и торжественное обещание в верности и надлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей. Институт принесения присяги не является чисто формальным моментом, он влечет за собой соответствующие правовые последствия. Принимая присягу, лицо официально обещает должным образом выполнять свои обязанности на протяжении всего периода пребывания на посту. Таким образом, момент принесения присяги связывается с моментом начала полномочий соответствующего лица.
Следует отметить, что в конституционном законодательстве некоторых стран применяется термин не «присяга», а «клятва». Этот термин по своей сути является синонимом присяги и означает торжественное обещание, которое дается при вступлении в должность в присутствии определенных в конституции или законах должностных лиц, выполнять определенные обязательства. Сейчас принципиальных различий между этими терминами не существует.
История присяги насчитывает не одну сотню лет. Точно установить время появления этого института невозможно, но можем предположить, что это произошло одновременно с появлением первых государственных образований. Во времена полного доминирования в мире стран с такой формой государственного правления, как абсолютная монархия лица, находившиеся на государственной или военной службе, приносили присягу на верность монарху. Эта традиция остается в силе и в современных монархиях как абсолютных (которых сейчас осталось не так уж и много). Зато, в странах с республиканской формой (а такие в современном мире составляют абсолютное большинство) присяга приносится перед народом как единственным носителем власти в государстве.
Присяга парламентария имеет свои особенности.
Во-первых, парламентарий, в отличие от остальных государственных деятелей высшего ранга, за исключением главы государства (в странах с президентской и полупрезидентской формами государственного правления), получает свой мандат непосредственно от граждан страны во время парламентских выборов. Именно прямой представительский мандат возлагает на парламентария бремя дополнительной ответственности. И хотя отказ от императивного представительского мандата и введения свободного существенно снизила уровень взаимодействия парламентария с избирателями, однако окончательно не ликвидировала такую связь.
Во-вторых, несоблюдение депутатом общенационального представительного органа присяги на верность народу, который его избрал, является основанием для привлечения парламентария к политической ответственности путем отказа в поддержке его кандидатуры на следующих парламентских выборах.
В третьих, депутат принадлежит к той категории государственных служащих, которые имеют определенный иммунитет от преследования, прежде всего уголовного, со стороны государственных правоохранительных органов. Конечно, что в разных странах объем такого иммунитета варьируется в определенных пределах, но в любом случае его наличие повышает значение прежде всего морально этической составляющей присяги.
В четвертых, момент составления парламентарием присяги конституции многих стран связывают с возникновением у него депутатских полномочий и гарантий их реализации.
Пятое, присяга должна постоянно напоминать парламентарию о его нравственный и правовой долг служить обществу.
Все это касается и института присяги народного депутата Украины. Хотя справедливо будет отметить, что в современной Украине институт присяги является достаточно распространенным явлением. Действующее законодательство обязывает не только депутатов, но и главу государства – Президента Украины, членов Центральной избирательной комиссии, судей Конституционного Суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, члены Высшего совета юстиции, Счетной палаты и других должностных лиц принимать присягу.
Очевидно, что введение института присяги должно способствовать повышению уровня сознания новоизбранных представителей Украинского народа и других должностных лиц. Задачей института присяги есть также настройки парламентариев, которые своим трудом способствовали бы дальнейшему прогрессу во всех сферах общественной жизни, в демократическом развитии страны, ее формированию как правового, социального государства.
Согласно ст. 79 Конституции Украины народные депутаты Украины приносят присягу перед вступлением в должность. Комментируемая статья также определяет процедуры составления народными депутатами Украины присяги. В частности, присяга приносится народными избранниками перед Верховной Радой Украины, которая собирается на свою первую сессию. Присягу зачитывает старший по возрасту народный депутат Украины новоизбранной Верховной Рады Украины перед открытием ее первой сессии. После этого народные депутаты скрепляют присягу своими подписями под ее текстом. Основной Закон Украины, в том числе и комментируемая статья, не определяют срок, в течение которого народный депутат должен скрепить присягу своей подписью. Однако, учитывая правовую природу присяги и юридическое значение акта принятия присяги, которые связываются с возникновением полномочий у народных избранников, следует считать, что народный депутат без скрепления присяги своей подписью не может принимать участия в заседаниях Верховной Рады Украины с правом решающего голоса.
Несмотря на небольшой размер присяги и лаконичность ее формулировок, присяга народных депутатов Украины представляет собой не только официальное и торжественное обещание в верности и надлежащем исполнении возложенных на народных избранников обязанностей, но и четко определяет систему задач, которые одновременно являются и обязанностями, которыми должен руководствоваться народный избранник в своей профессиональной деятельности. Основными ориентирами для народного депутата во время его каденции должны быть защита суверенитета и независимости Украины, повышение уровня благосостояния Украинского народа, соблюдения Конституции Украины и законов Украины, выполнения обязанностей в интересах всех соотечественников.
Принесение присяги перед Верховной Радой Украины также на формальном уровне призвано засвидетельствовать преданность новоизбранного народного депутата деле служения тем гражданам, которые выбрали его в Верховную Раду, и чьи интересы он представляет в парламенте.
Хотя указанная процедура и отмечается преимущественно церемониальным характером, однако отказ принятия присяги влечет за собой достаточно жесткие санкции в виде потери лицом депутатского мандата, то есть потерю статуса народного депутата Украины.
Другой важный аспект института присяги народного депутата Украины заключается в том, что полномочия народных избранников начинаются с момента принесения присяги. Таким образом, лицо, которое по результатам парламентских выборов получило соответствующий мандат, приобретает депутатские полномочия только после факта принятия присяги перед Верховной Радой Украины. А поскольку полномочия (то есть права и обязанности) являются сердцевиной правового положения депутата, то вполне логичным является то, что и соответствующего статуса народного депутата Украины лицо приобретает только после выполнения требований ст. 79 Конституции. Вместе со статусом она приобретает также и остальные его структурных элементов, а именно: гарантии и ответственность.
Хотя Конституционный Суд Украины в своем Решении от 27 октября 1999 г. № 9 рп/99 (дело о депутатской неприкосновенности) дал официальное толкование положений ст. 80 Конституции и ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины». В этом Решении единственный орган конституционной юрисдикции определил, что «депутатская неприкосновенность распространяется на народного депутата Украины с момента признания его избранным по решению соответствующей избирательной комиссии и до момента прекращения полномочий народного депутата Украины». Следовательно, по новоизбранной лицом, которое формально еще не приступила к выполнению своих конституционных полномочий, был закреплен один из элементов статуса народного депутата Украины, а именно депутатскую неприкосновенность. Последняя, как уже отмечалось, является составляющей системы гарантий реализации депутатских полномочий.
Следовательно, в течение определенного времени лицо, которое избрано народным депутатом Украины, но которая еще не составила соответствующую присягу, имеет так называемый «усеченный» (неполный) статус народного депутата Украины. Или, как об этом указывается в правовой литературе, Конституция Украины связывает с фактом признания полномочий народного депутата Украины избирательной комиссией приобретение избранным гражданином только статуса народного депутата (депутатского мандата). Исходя из этого, принесение присяги народным депутатом является юридическим фактом, с которым Конституция связывает момент возникновения полномочий народного депутата, что дает ему право на участие в работе Верховной Рады и на занятие в ее органах той или иной должности.
Как нами уже отмечалось, во многих случаях присяга имеет формальный, декларативный характер, поскольку не подкрепляется действенным инструментарием юридической ответственности в ее негативном понимании. Другими словами, человек, принимая присягу и заранее зная о невозможности привлечения ее к юридической ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение присяги, довольно часто игнорирует положения этого акта или вообще идет на его откровенное нарушение. В этом случае фактически единственным предохранителем нарушения или несоблюдения присяги выступает внутренняя совесть и мировоззренческие убеждения каждого отдельного человека.
Действующее законодательство по-разному подходит к решению вышеуказанной проблемы. В одном случае оно предусматривает юридическую ответственность за нарушение или игнорирование присяги. Так, согласно ч. 5 ст. 126 Конституции Украины нарушение судьей присяги является юридическим основанием для его увольнения с должности. Процедура увольнения судьи с должности по этому основанию определена в ст. 105 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Во втором случае нарушения присягу или ее сознательное игнорирование не рассматривается как правовое основание для привлечения должностного лица к юридической ответственности. К этой категории лиц именно и принадлежат народные депутаты (но не только они). Ни Конституция Украины, ни Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» не содержат ни одного упоминания о применении к народным депутатам – нарушителям присяги меры юридической ответственности. И поэтому они несут только моральную ответственность за нарушение присяги.
Таким образом, присяга народного депутата Украины является юридической категорией, которая определяет правомерность или неправомерность поведения парламентария в обществе во время осуществления им депутатских полномочий, делегированных ему этим самым обществом, а принесение присяги народным депутатом является не только правовой формой легализации его статуса, но и морально-политическим актом, выявляет субъективное отношение народного избранника к осуществлению им соответствующих депутатских полномочий.
Другой комментарий к статье 79 Конституции Украины
Составления народными депутатами Украины присяги перед вступлением в должность является новеллой в конституционном законодательстве Украины, с которой связывается принципиально новый порядок возникновения полномочий народного депутата и обретения полномочий Верховной Радой Украины каждого нового созыва (см. ст. 82).
Учитывая, что формирование законодательного органа государства является сложным длительным процессом, четкое определение момента возникновения полномочий народного депутата Украины приобретает существенное значение. Ведь даже избрания гражданина народным депутатом состоит из целого ряда самостоятельных юридических фактов, с которыми связывается возникновение тех или иных правовых последствий для участников избирательного процесса. Объявления Центральной избирательной комиссией по выборам народных депутатов Украины и избрания гражданина народным депутатом Украины и признание его полномочий далеко не всегда происходит относительно всех новоизбранных народных депутатов одновременно, поскольку зависит при существующей избирательной системе от результатов выборов по каждому из 450 избирательных округов. Однако парламент является коллегиальным органом, что требует одновременного осуществления полномочий народными депутатами, из которых состоит Верховная Рада. Поэтому Конституция Украины связывает с 1 фактом признания полномочий народного депутата Украины Центральной избирательной комиссией приобретение избранным гражданином только статуса народного депутата (депутатского мандата). Исходя из этого, принесение присяги народным депутатом является юридическим и фактом, с которым Конституция связывает момент возникновения полномочий народного депутата, что дает ему право на участие в работе Верховной Рады и на занятие в ее органах той или иной должности. По своему содержанию присяга народного депутата означает добровольное взятие им обязанности быть верным Украине, всеми своими действиями защищать ее суверенитет и независимость, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии граждан Украины, придерживаясь Конституции и законов Украины, руководствуясь интересами всех соотечественников. Таким образом, принесение присяги народным депутатом является не только правовой формой легализации его статуса, но и морально-политическим актом, выявляет субъективное отношение народного депутата к осуществлению им ответственных депутатских полномочий.
Комментируемая статья Конституции определяет общие требования относительно процедуры составления народными депутатами присяги. Присяга приносится перед Верховной Радой Украины, которая собирается на первую сессию в срок, определенный ст. 82 Конституции.
Самый старший по возрасту народный депутат зачитывает присягу перед открытием первой сессии новоизбранной Верховной Рады Украины, после чего депутаты скрепляют присягу своими подписями под ее текстом. Конституция не определяет срок, в течение которого народный депутат должен скрепить присягу своей подписью. Однако, учитывая правовое значение акта принятия присяги, следует ввалить, что народный депутат не может участвовать в заседаниях Верховной Рады с правом решающего голоса до тех пор, пока он не скрепит присягу своей подписью под ее текстом.
Отказ принести присягу влечет утрату депутатского мандата, то есть потерю статуса народного депутата Украины. Конституция не определяет, каким образом должен быть осуществлен такой отказ, а также что следует считать отказом принять присягу. Следовательно, указанные вопросы должны быть урегулированы законом о статусе народного депутата Украины.
Потерю депутатского мандата в случае отказа принести присягу нельзя связывать с принципом депутатской неприкосновенности и отсутствия юридической ответственности за высказывания в парламенте (ст. 80). Суть вопроса заключается в том, что, несмотря на содержание присяги, согласно которому депутат лично, сознательно и свободно признает свою конституционную обязанность соблюдать Конституцию и законы Украины, такой отказ следует расценивать как заявление о несогласии с принципами и положениями действующей Конституции. Фактически это означает сознательный отказ вич депутатского мандата, который обязывает.