Новая редакция ст. 80 Конституции Украины с Комментариями.

Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность.

Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.

Комментарий к ст. 80 Конституции Украины

Эта статья посвящена депутатской неприкосновенности – одном из основных элементов конституционно правового статуса народных депутатов Украины.

Народные депутаты Украины являются полномочными представителями Украинского народа в Верховной Раде Украины как единственном законодательном органе государства. Конституция и действующее законодательство Украины определяет необходимые правовые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих депутатских полномочий. Положения этой статьи следует рассматривать как одну из таких условий, как специальную гарантию беспрепятственного осуществления депутатской деятельности.

Депутатская неприкосновенность является элементом статуса народного депутата Украины и конституционной гарантией, которая направлена на создание надлежащих условий для беспрепятственного и эффективного обеспечения им депутатской деятельности (депутатских полномочий). Она не является личной привилегией, а имеет публично правовой характер. Ее цель – не только обезопасить народного депутата Украины от незаконного вмешательства в его депутатскую деятельность, но и способствовать надлежащему функционированию парламента.

Содержание института депутатской неприкосновенности состоит в том, что гражданин, который имеет статус народного депутата Украины, пользуется в случаях, предусмотренных Конституцией Украины, особым иммунитетом в отношении его юридической ответственности.

Народный депутат Украины не несет юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, кроме ответственности за оскорбление или клевету. Это означает, что народный депутат Украины и после прекращения депутатских полномочий не может быть привлечен к юридической ответственности за такие действия. Конституция Украины гарантирует народному депутату Украины право отстаивать свою позицию во время рассмотрения тех или иных вопросов в Верховной Раде Украины и ее органах. Однако этим не исключается ответственность народного депутата за его отказ участвовать в голосовании при принятии решений Верховной Радой Украины и его влияние таким образом на исход голосования.

Депутатская неприкосновенность предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности, задержания или ареста народного депутата Украины. Комментируемая статья устанавливает, что народный депутат Украины не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины. Это означает, что одновременно с гарантиями личной неприкосновенности человека, установленными Конституцией Украины (ст. 29), народные депутаты пользуются дополнительной конституционной гарантией, которая обусловлена особым характером их статуса как полномочных представителей народа.

Согласно Решению Конституционного Суда Украины в деле за конституционным представлением Министерства внутренних дел Украины относительно официального толкования положений части третьей статьи 80 Конституции Украины (дело о депутатской неприкосновенности) от 27 октября 1999 г. № 9 рп/99 уголовная ответственность наступает с момента обретения законной силы обвинительным приговором суда. Привлечение же к уголовной ответственности как этап уголовного преследования начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Согласие Верховной Рады Украины на привлечение народного депутата Украины к уголовной ответственности должно быть получено до предъявления ему обвинения в совершении преступления в соответствии с действующим УПК Украины.

Депутатская неприкосновенность распространяется на народного депутата Украины с момента признания его избранным по решению избирательной комиссии и до момента прекращения его полномочий.

В случае предъявления гражданину Украины обвинения в совершении преступления и (или) его ареста до избрания народным депутатом Украины дальнейшее производство по уголовному делу в отношении такого депутата может быть продлен при наличии согласия Верховной Рады Украины на его привлечение к уголовной ответственности и (или) пребывания под стражей.

В части 3 ст. 27 Закона Украины от 22 марта 2001 г. «О статусе народного депутата Украины» указано, что особенности порядка привлечения народного депутата Украины к ответственности определяются Конституцией Украины, настоящим Законом и Регламентом Верховной Рады Украины.

При нынешней правовой ситуации, несмотря на соответствующие решения Конституционного Суда Украины, вопрос о предоставлении Верховной Радой Украины согласия на привлечение народного депутата Украины к ответственности должен решаться в порядке, предусмотренном главой 35 Регламента Верховной Рады Украины.

Так, ст. 218 Регламента Верховной Рады Украины предусмотрено, что представление о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата инициируется соответственно органами досудебного следствия и судебными органами. При этом по каждому виду меры пресечения подается отдельное представление. Представление в отношении народного депутата должно быть поддержано и внесено в Верховную Раду Украины Генеральным прокурором Украины.

Представление о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата должно быть мотивированным и достаточным, содержать конкретные факты и доказательства, подтверждающие факт совершения указанным в представлении лицом общественно опасного деяния, определенного УК Украины. В представлении же о задержании или аресте должно быть четкое обоснование необходимости задержания или ареста.

Представление, что не соответствует этим требованиям, Председатель Верховной Рады Украины возвращает Генеральному прокурору Украины, о чем должен уведомить Верховную Раду Украины на ближайшем пленарном заседании.

Согласно Регламенту Верховной Рады Украины Председатель Верховной Рады Украины обязан предложить народному депутату Украины, относительно которого внесено представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест, представить в течение пяти дней письменные объяснения комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, и поручить указанному комитету предоставить заключение относительно соответствующего представления.

Комитет, которому поручено предоставить заключение по вопросу о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест, определяет, в частности, достаточность, законность и обоснованность представления. Подготовку этого вопроса комитет осуществляет в порядке, но в срок не более 20 дней. На заседание комитета обязательно приглашается депутат, в отношении которого внесено представление. Отсутствие приглашенного депутата на заседании соответствующего комитета без уважительных причин не является препятствием для рассмотрения вопроса и принятия решения комитетом. В заседаниях комитета должен принимать участие Генеральный прокурор Украины или лицо, временно исполняющее обязанности Генерального прокурора Украины.

Комитет в случае необходимости может истребовать дополнительные материалы дела, заслушать объяснения лиц по ходатайству лица, в отношении которого внесено представление.

В случае отсутствия достаточных доказательств по обоснованию представления Председатель Верховной Рады Украины имеет право вернуть его вместе с мотивированным заключением комитета Генеральному прокурору Украины с предложением представить дополнительные обоснования. В таком случае комитет приостанавливает проверку, о чем сообщается Председатель Верховной Рады Украины, который информирует об этом Верховную Раду Украины. Представление остается без рассмотрения до дня поступления в комитет материалов, которые им требуются, или мотивированного ответа.

Верховная Рада Украины должна рассматривать на пленарном заседании внесено представление о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата в определенный ею день, но не позднее семи дней со дня представления соответствующего заключения комитетом.

Рассмотрение соответствующего вопроса согласно закону начинается с информации председательствующего на пленарном заседании Верховной Рады Украины представление, что поступило, проведенную работу по подготовке заключения комитета, к предмету ведения которого относится подготовка заключения относительно внесенного представления. Также на пленарном заседании председательствующий объявляет внесено представление.

Процедура рассмотрения представления предполагает предоставление слова (до 30 минут) Генеральному прокурору Украины (для ответов на вопросы представителей депутатских фракций, народных депутатов) и народ ному депутату, в отношении которого внесено представление (для объяснения). Если на пленарном заседании Верховной Рады Украины будет установлено, что народный депутат, в отношении которого внесено представление, отказывается от дачи объяснений, Верховная Рада Украины может рассмотреть вопрос о предоставлении согласия на привлечение его к уголовной ответственности, задержание или арест без объяснений.

На пленарном заседании заключение комитета объявляет его председатель или определен комитетом представитель комитета. Обсуждение вопроса осуществляется по процедуре, определенной ст. 30 Регламента Верховной Рады Украины.

Согласно содержанию представления председательствующий на пленарном заседании ставит на голосование вопрос о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата.

Решение о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест принимается Верховной Радой Украины открытым поименным голосованием большинством голосов народных депутатов от ее конституционного состава и оформляется постановлением Верховной Рады Украины. Решение парламента о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест не пересматриваются, кроме случая выявления обстоятельств, которые не были известны Верховной Раде Украины при рассмотрении соответствующего представления.

О принятом решении Председатель Верховной Рады Украины немедленно уведомляет Генерального прокурора Украины.

Другой комментарий к статье 80 Конституции Украины

Народные депутаты Украины являются полномочными представителями народа в Верховной Раде Украины как законодательном органе государства. Конституция Украины, действующее законодательство определяют необходимые правовые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих депутатских полномочий. Положения данной статьи следует рассматривать как одну из таких условий, как специальную гарантию беспрепятственного осуществления депутатской деятельности.

Содержание института депутатской неприкосновенности состоит в том, что гражданин, который имеет статус народного депутата Украины, пользуется особым иммунитетом в отношении его юридической ответственности, в частности привлечения к уголовной ответственности.

Так, народный депутат Украины не несет юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Таким образом Конституция гарантирует народному депутату право отстаивать свою позицию при рассмотрении тех или иных вопросов в Верховной Раде или ее органах. Однако этим не исключается ответственность народного депутата за его отказ участвовать в голосовании при принятии решений Верховной Радой и его влияние таким образом на исход голосования.

Комментируемая статья устанавливает, что народный депутат Украины не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины. Это означает, что наряду с гарантиями личной неприкосновенности человека, установленными Конституцией (ст. 29), народные депутаты пользуются дополнительной конституционной гарантией, что обусловлено особым характером их статуса как полномочных представителей народа.

Согласно Закону “О статусе народного депутата Украины” вопрос о предоставлении согласия Верховной Рады на привлечение народного депутата Украины к уголовной ответственности, задержание или. арест, рассматривается Верховной Радой только по представлению Генерального прокурора Украины. Представление должно быть мотивированным, содержать конкретные факты и доказательства, с приложенными к нему материалами, подтверждающими обвинение народного депутата в совершении им преступления. Представление, предварительно рассмотрен в комитетах Верховной Рады, с их выводами о его законность и обоснованность рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады. Следовательно, указанное согласие Верховной Рады Украины может быть получена только во время ее сессии. Председательствующий на заседании ставит на голосование предложение о предоставлении согласия на привлечение народного депутата Украины к уголовной ответственности, задержание или арест. Решение принимается Верховной Радой поименным голосованием, большинством от ЕЕ конституционного состава и является окончательным. При этом в решении должно быть указано, на какие действия Генерального прокурора предоставляется согласие Верховной Радой: на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, на задержание или арест.

В комментируемой статье Конституции Украины положения о задержании и аресте не выделяется только как уголовно процессуальные меры. Поскольку задержание как административно процессуальный пресечения, а арест как вид административного взыскания ограничивают право на свободу и личную неприкосновенность народного депутата Украины, Конституционный Суд Украины в своем Решении от 26 июня 2003 г. № 12 рп пришел к выводу, что административное задержание и административный арест определяются частью третьей статьи 80 Конституции Украины и не могут быть применены без согласия Верховной Рады Украины. При этом задержание или арест народного депутата Украины возможны по согласию Верховной Рады Украины независимо от наличия ее согласия на привлечение этого народного депутата Украины к уголовной ответственности.