Новая редакция ст. 94 Конституции Украины с Комментариями.

Закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.

Если при повторном рассмотрении закон будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение десяти дней. В случае если Президент Украины не подписал такой закон, он безотлагательно официально обнародуется Председателем Верховной Рады Украины и опубликовывается за его подписью.

Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

Комментарий к ст. 94 Конституции Украины

Понятие «закон» (lex) в собственном юридическом смысле – это акт, принятый в особом порядке общенациональным представительным органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Согласно подходу, выработанному мировой практикой, основная законотворческая деятельность возлагается, как правило, исключительно на парламент. Вместе с тем в ряде государств (например, в Бельгии, Великобритании, Дании, Индии, Ирландии, Исландии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швеции и др.) закреплена конституционная формула, согласно которой «законодательная власть осуществляется совместно парламентом и главой государства. Правотворческие полномочия главы государства в доктрине и зарубежной конституционной практике проявляются в том, что этому высочайшему должностному лицу предоставляются: 1) право законодательной инициативы; 2) право санкционирования (одобрения, утверждения) принятого парламентом законопроекта; 3) право промульгации закона. При этом отметим, что как право санкционирования, так и право промульгации в большинстве случаев не сводится к чистой формальности.

Анализ современного состояния рассматриваемой проблемы в Украине не дает оснований для оптимистических взглядов. В частности, параметры компетенции на различных этапах правотворческой деятельности остаются недостаточно определенными, размытыми. Между властными структурами идет скрытая борьба за правотворческие полномочия. Принцип компетентности подменяется “принципом” самоуправной корректировки действующего законодательства. Теоретические основы правотворческой праксеологии (с учетом мирового опыта) не разработаны. Правозастосувачу иногда трудно разобраться, чем отличается тот или иной закон от того или иного постановления законодательного органа, от указа Президента, правительственного постановления. Закон в таких условиях теряет свой регулятивный потенциал. К сожалению, эта проблема не находит своего разрешения и в теоретических исследованиях. С таких позиций некоторые моменты, связанные с толкованием части первой комментируемой статьи, требуют дополнительных пояснений.

Подробно конкретные юридические действия Председателя Верховной Рады Украины, связанные с подписанием закона и направлением его Президенту Украины, определены в статьях 130 и 131 Регламента Верховной Рады Украины от 10 февраля 2010 года. (с внесенными изменениями по состоянию на 18.11.2010 г.). Эта процедура состоит из нескольких стадий. На первой стадии, которая заключается в подготовке текста для подписания Председателем Верховной Рады Украины, Регламент предусматривает, что текст закона, принятый Верховной Радой, не позднее чем в десятидневный срок оформляется главным комитетом, визируется председателем комитета и руководителем секретариата этого комитета или лицами, исполняющими их обязанности, руководителем юридического подразделения и руководителем подразделения, на который в установленном порядке возложена функция по оформлению на подпись Председателю Верховной Рады Украины принятых Верховной Радой актов, и подается на подпись Председателю Верховной Рады Украины. Если текст закона завизирован с замечаниями, они вместе с текстом закона подаются Председателю Верховной Рады Украины. Председатель Верховной Рады Украины подписывает представленный на подпись закон не ранее двух и не позднее пяти дней со дня его представления. Подписанный закон Председатель Верховной Рады Украины безотлагательно направляет Президенту Украины. В то же время Регламент предусматривает случаи, когда Председатель

Верховной Рады не подписывает закон, а именно в случае выявления нарушений законодательной процедуры, а также в случае представления на подпись текст закона, не идентичного текста законопроекта, принятого Верховной Радой.

В случае выявления в представленном на подпись тексте закона редакционных неточностей или явных несогласованностей между его положениями Председатель Верховной Рады Украины может внести на рассмотрение Верховной Рады предложения по устранению таких неточностей или несогласованностей. Вопрос относительно устранения несогласованностей или редакционных неточностей в принятом законе рассматривается Верховной Радой без предварительного включения его в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады в день внесения его Председателем Верховной Рады Украины, если предварительно народные депутаты получили необходимые документы для рассмотрения этого вопроса и принятия решения.

При рассмотрении предложений по устранению несогласованностей или неточностей председательствующий на пленарном заседании докладывает о сути вопроса. Обсуждение и голосование каждой из внесенных Председателем Верховной Рады Украины предложений происходит в порядке голосования предложений и поправок. Предложения, внесенные Председателем Верховной Рады Украины, не поддержанные большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, считаются отклоненными. Если Верховная Рада приняла хотя бы одно из предложений, внесенных Председателем Верховной Рады Украины, главный комитет с участием юридического и редакционного подразделений Аппарата Верховной Рады в течение трех дней готовит и подает на подпись уточненный текст закона.

В случае отклонения Верховной Радой всех предложений Председателя Верховной Рады Украины он обязан в тот же день подписать ранее представленный ему для подписи текст закона.

Для обеспечения срочного направления закона главе государства в соответствии с распоряжением Председателя Верховной Рады Украины от 25 марта 2002 г. № 153 подписаны Председателем Верховной Рады Украины законы протокольный отдел парламентского аппарата безотлагательно фельдсвязью направляет в Администрацию Президента Украины на подпись Президенту Украины.

Одновременно и параллельно с действиями Верховной Рады соответствующие практические меры принимаются со стороны Администрации Президента

Украины. Согласно распоряжению Президента Украины «О порядке проведения экспертизы и подготовки на подпись Президенту Украины законов Украины» от 30 мая 1997 г. № 221/97 рп Служба постоянного представителя Президента Украины в Верховной Раде Украины на следующий день после принятия Закона Украины подает заместителю главы Администрации Президента Украины по правовым вопросам данные о принят Закон, доводит до его сведения информацию о докладчике, который представлял этот Закон на пленарном заседании Верховной Рады Украины, об особенностях обсуждения проекта, на которые следует обратить внимание во время проработки Закона перед представлением его на подпись. Закон Украины, который официально поступил на подпись, в тот же день докладывается главе Администрации Президента Украины, и его копия направляется в Кабинет Министров Украины для изучения и визирования. По поручению главы Администрации Президента Украины Закон Украины передается для экспертизы в Государственно правового управления и подразделения Администрации, к компетенции которого относятся вопросы, которые регулируются этим Законом.

Часть 2 комментируемой статьи определяет обязательные действия Президента Украины после получения закона. Конституционная норма устанавливает пятнадцатидневный срок, в течение которого Президент должен определить дальнейшую судьбу закона. Этот срок необходим для того, чтобы глава государства и его аппарат могли тщательно проанализировать закон, провести необходимые консультации, юридическую экспертизу, привлекая к этому ученых и специалистов.

Подробно процедуру проведения экспертизы закона, поступившего на подпись Президенту Украины, в Администрации Президента регламентируется вышеуказанным Распоряжением Президента Украины, а в Кабинете Министров Украины – Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.07.2007 г. № 950 (в редакции от 08.07.2009 г. № 712) «Об утверждении Регламента Кабинета Министров Украины» (далее – Регламент). Регламент предусматривает, что Секретариат Кабинета Министров не позднее чем через три часа после поступления к Кабинета Министров от Администрации Президента Украины копии принятого Верховной Радой закона направляет ее для изучения центральным органам исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы, регулируемые таким законом, а также Минюста. Центральные органы исполнительной власти определяют экономическую целесообразность принятия такого закона, проводят анализ ожидаемых социально-экономических результатов его реализации и проверке соответствия положений закона Конституции Украины и их согласованности с другими законами. По результатам анализа закона центральные органы исполнительной власти готовят предложения о целесообразности его подписания Президентом Украины или применения Президентом Украины права вето относительно этого закона и подают их вместе с завизированной копией закона центральному органу исполнительной власти, определенному в сопроводительном письме Секретариата Кабинета Министров первым, не позднее 48 часов с момента поступления копии закона, если иной срок не указан в сопроводительном письме Секретариата Кабинета Министров. Замечания и предложения о необходимости применения Президентом Украины права вето относительно принятого Верховной Радой закона должны быть мотивированы и обоснованы с экономической, правовой и социально политической позиции, содержать новую редакцию соответствующих норм закона, а в случае необходимости-его новую редакцию в целом.

Ответственный центральный орган исполнительной власти подает Кабинету Министров обобщенные замечания и предложения не позднее чем за 48 часов до истечения семидневного срока, если иной срок не указан в сопроводительном письме Секретариата Кабинета Министров.

По результатам рассмотрения Премьер министром замечаний и предложений по закону позиция Кабинета Министров доводится до сведения Администрации Президента Украины письмом. Копия закона, который по результатам изучения предлагается подписать, возвращается Администрации Президента Украины с визой Премьер-министра. Если в отношении закона предлагается применить право вето Президента Украины, копия возвращается с умотивованими замечаниями и предложениями к нему. Общая продолжительность процедуры не может превышать пяти дней с момента поступления текста закона в Секретариат Кабинета Министров.

Одновременно Государственно правовое управление Администрации Президента Украины осуществляет правовую экспертизу закона, проверяет соответствие его положений Конституции, другим законам Украины, обобщает предложения и замечания, высказанные Кабинетом Министров Украины, структурными подразделениями президентского аппарата и готовит окончательный текст предложений и замечаний к Закону. Предложения и замечания визируются Руководителем Государственно-правового управления и вместе с проектом письма в Верховную Раду Украины передаются в Управление документального обеспечения и информатизации Администрации Президента Украины для доклада Главе Администрации. О подготовлены предложения и замечания к Закону сообщается Постоянному представителю Президента Украины в Верховной Раде Украины.

В случае если замечаний к Закону нет, оригинал Закона визируется Главой Администрации Президента Украины, заместителем Главы Администрации по правовым вопросам, Руководителем Государственно-правового управления и вместе с копией Закона, завизированной Премьер министром Украины, Министром юстиции и министром, к компетенции которого относятся вопросы, регулируемые этим Законом, передается на подпись Президенту Украины.

Нормы, содержащиеся в ч. 2 комментируемой статьи, предусматривают два варианта действий главы государства после получения закона от Верховной Рады Украины на подпись. Прежде всего он может подписать полученный закон. Вряд ли это можно рассматривать как утверждение закона главой государства (такое право в конституциях не говорится) . В противном случае Президент Украины может отказаться от подписания закона, вернув его в парламент, воспользовавшись тем самым правом отлагательного вето (термин «вето» используется в вышеназванных нормативных актах Президента и Кабинета Министров Украины). Использование этого права в доктрине конституционного права рассматривается как один из элементов системы сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей. Использование этого права является достаточно сильным и эффективным средством воздействия на парламентскую деятельность (в прошлом Президент Украины неоднократно пользовался этим правом: в 1998-2002 гг. например, вето применялось в отношении 49 законов).

При этом Конституция Украины не закрепляет перечня оснований возвращения Президентом закона для повторного рассмотрения Верховной Радой Украины, отмечая лишь о возможности такого возвращения только вместе с мотивированными и сформулированными главой государства предложениями. То есть в случае отклонения закона Президент Украины должен вернуть его в парламент, а также изложить и направить в Верховную Раду свои замечания и предложения, которые могут касаться закона в целом или его отдельных разделов, подразделов, статей. Следовательно, мотивы отказа главы государства от подписания закона могут быть разные – например, противоречие принятого закона Конституции Украины с точки зрения Президента, возможность ограничения законом прав и свобод человека и гражданина, возможность негативно повлиять на обороноспособность, состояние национальной безопасности Украины, на взаимоотношения с другими государствами и субъектами международного права и т. п.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что в случае невозврата Президентом Украины в течение пятнадцатидневного срока закона для повторного рассмотрения Верховной Радой Украины он считается одобренным главой государства и поэтому должен быть подписан и официально обнародован. Это уже является его обязанностью.

При этом Конституционный Суд Украины в своем решении от 7 июля 1998 г. № 11 рп / 98 (дело о порядке голосования и повторного рассмотрения законов Верховной Радой Украины) определил, что течение пятнадцатидневного срока, предусмотренного ч. 2, а также десятидневного срока, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, следует исчислять в календарных днях. Указанные сроки начинаются со следующего дня после получения закона Президентом Украины. Если истечения пятнадцатидневного срока, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, а также десятидневного срока, предусмотренного ч. 4 статье, приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания этого срока является следующий рабочий день.

В части 4 комментируемой статьи содержатся нормы, регламентирующие действия Верховной Рады Украины и Президента Украины во время повторного рассмотрения закона. Подробно повторное рассмотрение Верховной Радой Украины законов, возвращенных Президентом Украины, определяется Регламентом (гл. 23).

В случае если Президент Украины применил право вето относительно принятого Верховной Радой закона и в определенный ч. 2 ст. 94 Конституции Украины срок возвратил закон в Верховную Раду со своими мотивированными и сформулированными предложениями, следствием этого является отмена результатов голосования за закон в целом и открытие процедуры его повторного рассмотрения в Верховной Раде. Регламент устанавливает такой порядок:

– предложения Президента Украины к возвращенному им закону рассматриваются на пленарном заседании Верховной Рады в порядке голосования за предложения и поправки;

– рассмотрение предложений Президента Украины начинается с доклада этих предложений должностным лицом, определенным Президентом Украины. После доклада заслушивается содоклад головного комитета. Докладчик и содокладчик отвечают на вопросы народных депутатов;

– голосование за предложения, предложенные Президентом Украины;

– в случае если Президент Украины предлагает отклонить принятый закон, голосование проводится относительно отклонения закона в целом. Если предложение об отклонении закона в целом поддержана большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, закон считается отклоненным;

– в случае если предложение Президента Украины об отклонении закона в целом не поддержано Верховной Радой, голосование проводится относительно повторного принятия закона в целом (преодоления вето) и он считается принятым в целом, если на его поддержку получено не менее двух третей голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, после чего закон подписывается Председателем Верховной Рады Украины и направляется на подпись Президенту Украины. При таких условиях Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение десяти дней.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает норму, определяющую момент вступления в силу закона, согласно которой через десять дней со дня официального опубликования закона этот акт вступает в силу, если иное не предусмотрено самим законом. То есть предполагается исключение из общего правила вступления в силу закона, когда этим актом устанавливается какой-то другой вариант вступления в силу (например, указана календарная дата, с которой закон вступает в силу, или предусмотрено наступление иных обстоятельств, с которыми связывается вступление в силу), но при этом четко закреплено, что в любом случае закон не может вступить в силу ранее дня его опубликования.

Комментируемая статья содержит два взаимосвязанных термина – “обнародование” и “опубликование”. Обнародование закона означает официальное доведение его до сведения населения, которое может проводиться с помощью разных средств – путем опубликования, обнародования по телевидению, радио, передачи по каналам связи,

непосредственного направления исполнителям и заинтересованным субъектам и т. п. Опубликование – это один из современных средств объявления закона, акт его офіціалізації и предоставления публичного характера.

Регламент устанавливает, что подписанные Президентом Украины законы публикуются в газете «Голос Украины» и в Ведомостях Верховной Рады Украины. Публикация законов в этих печатных изданиях считается официальным. В Указе Президента Украины от 10.06.1997 г. установлено, что законы Украины в п’ятнаддятиденний срок после их принятия и подписания подлежат обнародованию государственным языком в таких официальных печатных изданиях, которыми являются «Официальный вестник Украины», «Урядовий кур’єр», «Голос Украины», «Ведомости Верховной Рады Украины».

Другой комментарий к статье 94 Конституции Украины

Конституция (ч. 1 ст. 94) предусматривает, что принятый Верховной Радой закон подписывает Председатель Верховной Рады и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

В течение пятнадцати дней Президент может изучать текст закона, привлекая к этому ученых и специалистов, консультируясь с другими компетентными лицами и органами, после чего может подписать закон и тем самым взять его к исполнению и официального обнародования. Согласно ч. Из этой статьи считается также одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован закон, Президент в течение установленного срока не возвратил в парламент для его повторного рассмотрения

После подписания Президентом закона либо его одобрения в порядке, предусмотренном ч. Ст. 94, он должен быть официально обнародован. Таким обнародованием считается публикация закона в “Ведомостях Верховной Рады Украины” и газете “Голос Украины”. При публикации закона в этих изданиях указывается его полное наименование, дата подписания, дается полный и буквальный текст. Законы Украины могут быть опубликованы также в иных изданиях и обнародованы по телевидению и радио.

Аналогична практика законодательной деятельности многих иностранных стран, где применяется официальное провозглашение и обнародование в установленном Конституцией порядке и сроки принятого парламентом закона. Предполагается также опубликование закона в официальных источниках, после чего он только и приобретает обязательную силу. В основном официальное провозглашение и обнародование осуществляется главой государства и является средством сбалансирования интересов законодательной и президентской ветвей власти, одной из форм участия президента в законодательной деятельности и в то же время заключительной стадией всего законодательного процесса.

Президент Украины может воспользоваться правом отлагательного вето, под которым понимается право главы государства на возвращение закона, направленного йо м на подпись, для повторного рассмотрения в парламент. Отклоняя закон. Президент направляет в Верховную Раду также сформулированные и мотивированные предложения по этому закону.

Верховная Рада рассматривает сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании предложения и замечания Президента и соглашается или не соглашается с ними и. Если аргументы Президента не повлияли на решение Верховной Рады и во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят не менее чем двумя третями от ее конституционного состава. Президент обязан его подписать и официально обнародовать в течение десяти дней. Десятидневный срок для подписания закона отсчитывается с момента получения; им текста, направляется Председателем Верховной Рады Украины.

Конституцией (ч. 5 ст. 94) устанавливается, что закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если другое не предусмотрено самим законом. Имеется в виду, что закон может сам устанавливать какой-то другой вариант вступления его в силу, например предусматривать какую-то конкретную дату. Но во всяком случае закон сначала должен, например, быть опубликованным и не может ни в коем случае вступить в силу ранее дня такого опубликования.