Новая редакция ст. 98 Конституции Украины с Комментариями.
Контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата.
Организация, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются законом.
Комментарий к ст. 98 Конституции Украины
Комментируемая статья касается механизма парламентского финансового контроля. Верховная Рада Украины в соответствии с п. 4 ст. 85 Конституции утверждает бюджет, вносит в него изменения, контролирует его исполнение и принимает решение относительно отчета о его выполнении. Организация контроля за использованием бюджетных средств, как и за своевременным и полным поступлением средств в бюджет, является обязательным элементом управления этими средствами. За качество контроля органы, которые его осуществляют, отвечают перед государством и обществом. Целью контроля является выявление отклонений от заданий, определенных в Законе о Государственном бюджете Украины (которые в бюджете отражаются в определенных суммах) и в текущем финансовом законодательстве, эффективности и экономности использования бюджетных средств. Нарушения бюджетных предписаний необходимо выявить как можно раньше с целью возможного исправления недостатков, привлечения к ответственности виновных, получения компенсации за причиненный вред и предотвращения подобных нарушений в будущем.
Постоянный контроль за выполнением Государственного бюджета осуществляется самой Верховной Радой Украины и ее Комитетом по вопросам бюджета. Другие парламентские комитеты могут контролировать выполнение статей бюджета в соответствии с их компетенцией. Ежемесячно Министерство финансов Украины направляет Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета необходимую информацию о состоянии бюджета и его исполнения.
На заседании Верховной Рады ход выполнения Государственного бюджета рассматривается дважды в год – в июле и декабре. При рассмотрении заслушивается доклад правительства. Верховная Рада в случае неутверждения доклада правительства может решить вопрос о его ответственности или отдельных его членов. По предложению Комитета по вопросам бюджета Верховная Рада может принять закон о внесении изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете.
На заседании Комитетов Верховной Рады Украины исполнение бюджета рассматривается четыре раза в течение срока выполнения: в апреле, июле, октябре и январе. Комитет может одобрить бюджетную политику правительства или инициировать рассмотрение Верховной Радой вопроса о недоверии бюджетной политике правительства.
Конституция Украины предусмотрела создание специального органа для контроля за использованием средств Государственного бюджета – Счетную палату, деятельность которой определяется Законом Украины от 11 июля 1996 г. «О Счетной палате». Такие контрольные органы существуют в большинстве стран мира.
Верховная Рада Украины на сессии большинством голосов тайным голосованием на семь лет избирает Председателя, первого заместителя, главных контролеров и секретаря Счетной палаты. Все выборные должностные лица Счетной палаты в соответствии с Законом Украины «О Счетной палате» должны быть гражданами Украины и не могут одновременно быть народными депутатами Украины, членами правительства, заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству, кроме научно-педагогической деятельности в нерабочее время. К членам Счетной палаты предъявляются особые требования: они должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов и права. Свои профессиональные знания должностные лица Счетной палаты должны подтвердить во время обсуждения их кандидатур на заседании Верховной Рады Украины. Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, подчиненным и подотчетным Верховной Раде Украины. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых других государственных органов. Полномочия Счетной палаты распространяются на Верховную Раду Украины, органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества и другие государственные органы.
Счетная палата контролирует местные государственные администрации, органы местного самоуправления, предприятия, банки, хозяйственные общества, союзы, ассоциации независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства Государственного бюджета Украины или имеют долю в их уставном фонде, использующих объекты государственной собственности или управляют ими. Счетная палата контролирует образование и погашением внутреннего и внешнего государственного долга, законность предоставления займов государствам, международным организациям и получения кредитов от иностранных государств, международных финансовых организаций и займов, которые не предусматриваются Государственным бюджетом.
Счетной палате предоставлено право получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения о выполнении ими операций, состоянии счетов предприятий и проверяемых организаций, справки, копии документов. Для реализации своих функций работники Счетной палаты имеют право беспрепятственно входить в помещения государственных органов, предприятий, организаций, хранилищ, производственных и вспомогательных помещений банков, финансово-кредитных учреждений, если иное не предусмотрено законодательством. Они могут опечатывать кассовые и служебные помещения, хранилища, архивы, а в случае обнаружения подделок, подлогам, присвоений и злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов. Требования руководителей Счетной палаты и должностных лиц аппарата, связанных с исполнением ими своих обязанностей, являются обязательными для всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения. При проведении ревизий, проверок должностные лица Счетной палаты не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность контролируемых объектов. Должностные лица Счетной палаты отвечают за нарушение законодательства о государственной и коммерческой тайне согласно действующему законодательству.
По поручению Верховной Рады Украины, комитетов Верховной Рады Счетная палата осуществляет контроль за поквартальным распределением доходов и расходов в соответствии с показателями этого бюджета, в том числе расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины, расходованием средств целевых фондов; использованием по назначению органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и средств внебюджетных фондов и по результатам проверки представляет в Верховную Раду Украины заключения о возможностях сокращения расходов по каждому фонду отдельно и целесообразности направления изъятых средств на финансирование других расходов Государственного бюджета Украины.
Счетная палата контролирует управления средствами Государственного бюджета Государственным казначейством Украины, законность и своевременность движения средств Государственного бюджета, в том числе средств общегосударственных целевых фондов в Национальном банке Украины, уполномоченных банках и кредитных учреждениях Украины. В ходе проведения проверок и анализа состояния экономики Счетная палата разрабатывает меры по нахождению возможностей, новых источников дополнительных поступлений в Государственный бюджет и вносит соответствующие предложения Министерству финансов Украины и осуществляет другие формы финансового контроля за формированием и расходованием государственных средств.
Другой комментарий к статье 98 Конституции Украины
В последние годы проблемы, связанные с составлением и выполнением государственного бюджета, стали без преувеличения центральными экономическими и общеполитическими проблемами в Украине. Это объясняется тем, что Государственный бюджет отражает реальную социально-экономическую политику Кабинета Министров, который обязан организовать проведение финансирования расходов на местах, мобилизовать доходы, определенные законом. Важным фактором при разграничении правосубъектности в бюджетной сфере между Верховной Радой и Кабинетом Министров является четкое и неукоснительное соблюдение Закона “О бюджетной системе Украины” от 5 декабря 1990 г. в редакции от 29 июня 1995 г., который теперь должен быть приведен в соответствие с Конституцией, поскольку бюджетные права высшего законодательного органа власти и органов местного самоуправления отнесены к их исключительной компетенции. В этих условиях особое значение приобретает осуществление парламентского контроля в финансово-экономической сфере, где должны реализовываться соответствующие функции и полномочия.
С этой целью согласно Конституции должна быть образована Счетная палата Верховной Рады Украины, а специальным законом определен ее правовой статус. Функционирование этого органа позволит осуществлять эффективный парламентский контроль в финансово-экономической сфере, всесторонне следить и беспристрастно анализировать процесс сбора средств Государственного бюджета и проведения расходов в соответствии с целями, определенных законом о Государственном бюджете.
При осуществлении контрольной деятельности за использованием бюджетных средств органами исполнительной власти, в частности Кабинетом Министров, министерствами и другими субъектами государственного управления, Счетная палата Верховной Рады Украины действует исключительно от его имени.
Органы парламентского контроля созданы во многих зарубежных странах. В частности, в Германии Федеральная Счетная палата действует как основная контрольная звено Бундестага с 1927 г. В СЦІА законом о государственном бюджете еще в 1921 г. основано Главную контрольную службу, которая на запросы Конгресса проводит ревизии и экспертизы федеральных программ, осуществляет текущий контроль над расходованием федеральных средств. По результатам этих проверок в 1994 году подготовлена с помощью 5 тысяч работников Главной Контрольной Службы Конгресса 1252 материалы и подано 901 отчет для Конгресса и должностных лиц федеральных агентств.
Закон Украины о Счетной палате готовился с учетом зарубежного опыта и новой конституционной модели парламентского контроля, по которому у комитетов Верховной Рады Конституцией не предусмотрена непосредственно контрольная функция. Верховная Рада должна иметь способность получать и анализировать информацию о бюджетной сферы не с отдельными случаями, а систематически, из разносторонних источников.
Особенно важно для парламента иметь своих собственных опытных аудиторов, специалистов по проведению финансовых расследований, аналитиков, на чью объективную информацию и анализ народные депутаты Украины могут вполне положиться. Независимый профессиональный анализ нужен прежде всего тогда, когда Верховная Рада Украины решает не только вопросы бюджета и его исполнение, но и осуществляет контроль за денежной эмиссией поступлением финансов в бюджет от использования объектов права государственной собственности, в том числе земельного фонда как основного национального богатства Украины.
Все субъекты государственного и частного секторов собственности, которые получают, перечисляют или используют средства Государственного бюджета Украины, или имеют долю государственной собственности в уставных фондах, подлежат контролю со стороны Счетной палаты.
Сфера ее полномочий распространяется в первую очередь на Кабинет Министров, финансово-экономические органы исполнительной власти, Национальный банк Украины и другие органы, определенные в законе о Счетной палате. Контрольный орган парламента организует свою деятельность на принципах законности, плановости, объективности и гласности. Независимость Счетной палаты означает, что в пределах своей компетенции она самостоятельно решает все вопросы, связанные с осуществлением контроля, проведением проверок, ревизий и обследований, действует независимо от любых других органов государства, политических партий и общественных объединений.
Закон устанавливает, что Счетная палата действует исключительно по поручению Верховной Рады, ее комитетов, подконтрольна и подотчетна Верховной Раде, готовит и представляет ей информацию и выводы для принятия необходимых решений по вопросам использования бюджетных средств. В состав Счетной палаты входят Председатель и члены Счетной палаты, которые в соответствии с п.16 ст. 85 Конституции назначаются на должности и увольняются с должностей Верховной Радой Украины согласно процедуре, определенной законом о Счетной палате.
Срок пребывания на должности Председателя Счетной палаты составляет 7 лет, что должно обусловить стабильность функционирования контрольного органа парламента. Законом прямо установлено, что выводы Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, которые принимаются Верховной Радой и органами государственной власти в пределах их компетенции. Счетная палата не требует возмещения использованных бюджетных средств и не наказывает ответственное за правонарушения должностное лицо. Она лишь обязана докладывать о все установленные ею подобные факты Верховной Раде, которая направляет деятельность Коллегии и должностных лиц Счетной палаты. По определенной законом процедуре Счетная палата не позднее 1 декабря должен отчитываться перед депутатским корпусом о результатах выполнения поручений парламента. проведение проверок и ревизий, которые обеспечивали контроль за использованием бюджетных средств.
Отчет Счетной палаты, утвержденный Верховной Радой Украины, публикуется в изданиях Верховной Рады.