Новая редакция ст. 99 Конституции Украины с Комментариями.

Денежной единицей Украины является гривня.

Обеспечение стабильности денежной единицы является основной функцией центрального банка государства – Национального банка Украины.

Комментарий к ст. 99 Конституции Украины

Комментируемая статья определяет основополагающую функцию Национального банка Украины – обеспечение стабильности денежной единицы.

Конституция устанавливает единое платежное средство в Украине гривна, равная 100 копейкам. Официальное соотношение между рублем, золотом или другими драгоценными металлами в Украине не установлено. На территории Украины запрещен выпуск и обращение других денежных единиц как средства платежа.

Исключительное право введения в обращение (эмиссия) гривни и разменной монеты, организации их обращения и изъятия из обращения в Украине принадлежит Национальному Банку.

Для выполнения основной функции Национального банка Украины – обеспечение стабильности денежной единицы – ему Закону Украины «О Национальный банк Украины» предоставлены все полномочия по управлению денежным оборотом. Этот банк осуществляет изготовление и хранение банкнот и монет; создает резервные фонды банкнот и монет; устанавливает правила ввода в обращение, хранения, перевозки, изъятия и инкассации наличности, порядок ведения кассовых операций для банков, других финансово кредитных учреждений, организаций и предприятий.

Наличность находится в обращении в виде денежных знаков – банкнот (бумажных) и монет (металлических). Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его активами.

Гривна (банкноты и монеты) является единственным законным платежным средством, и все расчеты в государстве проводятся только в гривне или с применением гривни как единственного денежного эквивалента. Денежная масса в Украине-это денежные знаки в обращении, средства на счетах и во вкладах юридических и физических лиц, являющиеся безусловными денежными обязательствами банков. Официальный курс гривни к иностранным валютам устанавливает и обнародует Национальный банк Украины.

Для регулирования курса гривны относительно иностранных валют Национальный банк использует золотовалютный резерв, покупает и продает ценные бумаги, устанавливает и изменяет ставку рефинансирования и применяет другие инструменты регулирования денежной массы в обращении. Денежный оборот в Украине существует вдвоем формах – оборот наличных и безналичный денежный оборот. В странах с развитой экономикой расчеты, как правило, проводятся в безналичной форме. К расчетам наличными обращаются в основном только в розничной торговле или при осуществлении мелких платежей в сфере услуг. Расчеты наличными юридические лица и индивидуальные предприниматели и граждане осуществляют как за счет средств, которые получили в кассе кредитного учреждения, так и за счет выручки. Сумма платежа наличными плательщика-покупателя другому предпринимателю-продавцу не должна превышать десять тысяч гривен в течение одного дня по одному или нескольким документам. Количество получателей наличности не ограничивается. Если сумма платежа наличными за день превышает десять тысяч, то расчет более десяти тысяч производится безналично. Целевое расходование наличности подтверждается документами. За нарушение установленного порядка использования наличных виновные привлекаются к ответственности.

Нормативно правовыми актами, регулирующие обращение наличных денег и устанавливают ответственность за их нарушение, является в первую очередь Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12 июня 1995 г. № 436 с изменениями и дополнениями и Постановление правления Национального банка Украины «Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» от 13 января 2005 г.

Каждому предприятию, которое осуществляет деятельность с наличными средствами, устанавливается сумма средств, которую можно оставить в кассе и не сдавать в банк. Размер лимита зависит от режима, специфики работы предприятия, его отдаленности от банка, размера кассовых оборотов, установленных сроков и порядка сдачи кассовой выручки. Как правило, лимит остатка кассовой наличности устанавливает банк, в котором открыт основной счет предприятия или организации. Некоторые предприятия (коллективные, сельскохозяйственные, колхозы и подобные им организации) устанавливают размер наличных средств, которые остаются в кассах, самостоятельно, а индивидуальным предпринимателям и фермерским хозяйствам, которые занимаются исключительно производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, лимит не устанавливается. Национальный банк Украины разрешает использовать наличные средства в необходимых размерах на оплату труда, обеспечение хозяйственных нужд, на командировку и тому подобное. Для этого предприятия и организации могут тратить средства как с выручки, так и полученные в кассе банка.

Другой комментарий к статье 99 Конституции Украины

Предпосылкой стабильного функционирования каждого независимого государства являются единое финансовое, валютное 1 регулирование, единая денежная система на ее территории, определение приемлемой для экономики денежно-кредитной, ценовой политики, создание централизованной системы финансово-экономических органов и учреждений в этой сфере.

Конституция Украины впервые за время суверенного государства определила национальную денежную единицу – гривну. Введение и эмиссия других денег на территории Украины не разрешается. “Переходные положения” Конституции в п. 1 устанавливают, что признание национальной денежной единицы произойдет лишь после введения гривны. С целью обеспечения экономики Украины стабильной национальной валютой Указом Президента Украины от 25 августа 1996 г. “О денежной реформе в Украине” постановлено провести в Украине денежную реформу – ввести в оборот определенную Конституцией и другим законодательством Украины национальную валюту, которой является гривня. На территории Украины функционирование украинского карбованца в наличном обращении прекращено, а единственным законным средством платежа является гривна. Безналичные расчеты, бухгалтерский учет всех операций и составление отчетности юридическими лицами и иными субъектами хозяйствования во всех сферах деятельности; осуществляется также только в гривнах. Следует отметить, что введение национальной денежной единицы – гривни должен стать согласно конституционной нормы не. только финансово-экономическим, но и политическим фактором. Для Украины признаком экономического и политического потенциала независимого государства встает и сам факт чеканки собственных денег, выпуск банковских билетов (банкнот) и монет, которые являются важным подспорьем в осуществлении процессов.

Название украинской национальной валюты происходит еще со второй половины XIV века, когда основными средствами товар ногрошових отношений “безмонетного периода” в княжествах Восточной Европы были серебряные слитки – гривны. Как и абсолютное большинство тогдашних монет Восточной Европы, киевские монеты изготавливались из серебряного плющеного проволоки.

Сохраняя традиции экономической, политической и культурной жизни Украины, Конституция вводит в обращение с известное название денежной единицы – “гривна”.

Защита и обеспечение стабильности денежной единицы возложена Конституцией на Национальный банк Украины. Он осуществляет предоставленные ему полномочия для защиты денежной единицы, как и всей денежной системы в Украине, согласовывая свои действия с другими субъектами государственной власти, исходя из задач денежно-кредитной политики, макроэкономического анализа и платежного баланса, принимает необходимые меры, чтобы эффективно влиять на общую кредитно-денежную ситуацию в экономию.

Для реализации этой задачи Национальный банк Украины наделен соответствующими полномочиями согласно Закону Украины “О банках и банковской деятельности” от 20 марта 1991 г. (со следующими изменениями и дополнениями). В частности, ст. 8 этого закона устанавливает, что Национальный банк является единственным эмиссионным центром, ответственным за проведение единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, укрепления денежной единицы. Он определяет курс денежной единицы относительно валют других стран, ему принадлежит монопольное право на выпуск денег в обращение, а также выпуск национальных денежных знаков по решению Верховной Рады Украины. За Национальным банком Украины этим законом закреплено право определения вида денежных знаков, их номинала, особых признаков и системы защиты. Право Национального банка издавать нормативные акты по вопросам, входящим в его полномочия, подчеркивает его определяющую роль в обеспечении стабильности национальной денежной единицы.