Новая редакция ст. 100 Конституции Украины с Комментариями.

Совет Национального банка Украины разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением.

Правовой статус Совета Национального банка Украины определяется законом.

Комментарий к ст. 100 Конституции Украины

В комментируемой статье рассмотрены вопросы разработки Национальным банком Украины основ денежной политики и механизм осуществления контроля за ее реализацией.

Правовой статус Совета Национального банка Украины определяется законом. Совет Национального банка в соответствии с общегосударственной программы экономического развития и основных параметров экономического и социального развития Украины до 15 сентября текущего года разрабатывает Основные основы денежно кредитной политики, вносит их Верховной Раде Украины для информирования и осуществляет контроль за выполнением Основных принципов денежно кредитной политики. Содержание этой политики определяется Конституцией Украины и законодательными актами.

Основные принципы денежно кредитной политики определены ст. 24 Закона Украины от 20 мая 1999 г. «О Национальный банк Украины». Они основываются на основных критериях и макроэкономических показателях общегосударственной программы экономического развития и Основных параметрах экономического и социального развития Украины на соответствующий период, включающие прогнозные показатели объема валового внутреннего продукта, уровня инфляции, размера дефицита Государственного бюджета и источников его покрытия, платежного и торгового балансов, утвержденных Кабинетом Министров Украины.

Денежно кредитную политику реализует Национальный банк Украины. Основными экономическими средствами и методами денежно кредитной политики, как установлено ст. 25 Закона Украины «О Национальном банке Украины» (в редакции Закона Украины от 13 июля 2000 г. № 1919 111), является регулирование обращения денежной массы через определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков; процентную политику; рефинансирование коммерческих банков; управление золотовалютными резервами; операции с ценными бумагами; регулирование импорта и экспорта капитала эмиссия собственных долговых обязательств и операции с ними.

Совет Национального банка Украины осуществляет контроль за реализацией денежно кредитной политики. Она анализирует влияние денежно кредитной политики Украины на состояние социально экономического развития Украины, разрабатывает предложения по внесению соответствующих изменений в нее и принимает соответствующие рекомендации Правления Национального банка относительно основных вопросов, отнесенных к компетенции Национального банка в пределах основных принципов денежно кредитной политики.

Статьей 8 Закона Украины «О Национальном банке Украины» Совет Национального банка Украины отнесен к руководящих органов Национального банка. Рада может обратиться в Верховную Раду Украины с изложением своих позиций. Совет утверждает смету доходов и расходов банка и подает Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины до 1 сентября текущего года прогнозируемые сведения о сумме превышения доходов над расходами по смете для включения к проекту Государственного бюджета Украины на следующий год.

Совет Национального банка Украины наделена правом определять аудиторскую компанию для проведения аудиторской проверки Национального банка, рассматривает аудиторский вывод, утверждает бухгалтерский баланс Национального банка Украины и публикует в официальных печатных средствах массовой информации ежегодный баланс Национального банка.

Ежегодно до 1 июля Совет утверждает отчет о выполнении сметы Национального банка и распределении прибыли за отчетный бюджетный год.

Совет утверждает решение Правления Национального банка об участии в международных финансовых организациях.

Председатель Совета и его заместитель избирается Советом Национального банка сроком на три года. Прекращение полномочий членов Совета происходит в связи с окончанием срока их полномочий или досрочно при наступлении некоторых условий (например, по собственному желанию, при обвинении их в совершении преступления). Президент Украины и Верховная Рада Украины могут уволить членов Совета Национального банка, назначенные ими, но не ранее одного года после их назначения на должность. Полномочия назначенного состава Совета Национального банка досрочно прекращаются в случае объявления ей недоверия Президентом Украины или Верховной Радой Украины в связи с тем, что выполнение Основных принципов денежно кредитной политики по итогам года не обеспечило стабильности денежной единицы Украины. В таком случае Президент Украины и Верховная Рада Украины обязаны освободить своих представителей и назначить новый состав Совета Национального банка.

Полномочия Председателя Национального банка как члена Совета Национального банка прекращаются в связи с его отставкой или при освобождении его с должности. Члены Совета исполняют свои полномочия на общественных началах, а их фактические расходы, связанные с выполнением этих обязанностей, покрываются Национальным банком за счет сметных затрат.

Законом Украины “О Национальном банке Украины” установлена правомочность заседаний Рады: они проводятся, если на них присутствуют не менее десяти членов Совета. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Совета. Каждый член Совета имеет один голос.

Рада не может давать рекомендации относительно целесообразности назначения на должности или освобождения от должностей Председателя Национального банка, членов Правления Национального банка или давать персональную оценку деятельности отдельных должностных лиц Национального банка, кроме случаев, связанных с Основными принципами денежно кредитной политики и по другим вопросам, решения которых обязательны для Правления Национального банка.

В случае неоднократного невыполнения или ненадлежащего выполнения Национальным банком решений Совета Национального банка, которые являются обязательными в силу Закона Украины «О Национальном банке Украины», Совет может обратиться к Верховной Рады Украины или Президента Украины с изложением своих позиций.

Совет Национального банка наделен правом отлагательного вето относительно отдельных решений Правления Национального банка по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Совет состоит из 14 человек – граждан Украины, которые имеют высшее финансовое экономическое образование или научную степень в области финансов или экономики, имеют опыт постоянной работы в органах законодательной власти, на руководящих должностях центральной исполнительной власти Украины или банковском учреждении, опыт научной работы по финансовой или экономической тематике.

Президент Украины своим Указом назначает семь членов Совета. Председатель Национального банка, который назначается на должность Верховной Радой Украины, входит в состав Совета Национального банка по должности. Кандидатуры лиц для назначения Верховной Радой Украины членами Совета обсуждаются на специальном открытом заседании профильного комитета Верховной Рады Украины, который вносит свои рекомендации Верховной Раде. Верховная Рада Украины своим Постановлением также назначает семь членов Совета Национального банка. Все члены Совета назначаются на семь лет, а Председатель правления Национального банка – на срок своих полномочий на посту.

На заседание Совета могут быть приглашены руководители центральных органов власти, представители субъектов предпринимательской деятельности, ученые и другие специалисты. Члены Правления Национального банка могут участвовать в заседаниях с правом совещательного голоса.

Очередное назначение членов Совета Национального банка осуществляется не позднее, чем за три месяца до окончания срока полномочий предварительно назначенных членов Совета Национального банка.

Другой комментарий к статье 100 Конституции Украины

Уже принятия Декларации о государственном суверенитете Украины поставило вопрос о создании собственной финансово-кредитной системы нашего государства Постановлением Верховной Рады Украины от 20 марта 1991 г. “О порядке введения в действие Закона Украины “О банки и банковскую деятельность” на базе Украинского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Украины и его региональными управлениями, а четыре республиканских специализированных банки с их сетью, всеми активами и пассивами было объявлено собственностью Украины. Так были заложены основы классической двухуровневой структуры банковской системы, которая включает Национальный банк, который является эмиссионным центром государства и отвечает за осуществление денежно-кредитной политики, и коммерческие банки, составляющие вторую составляющую банковской системы и призваны обеспечить банковскими услугами граждан Украины, народное хозяйство и всех других субъектов предпринимательской деятельности.

Если считать, что банковская система в стране в целом сформировалась, то теперь на очереди встал вопрос о создании соответствующего банковского законодательства, актуальность которого особенно обуславливается новым статусом Национального банка Украины. В большинстве экономически развитых стран центральные банки не принадлежат государству и не играют роли вспомогательных правительства кредитных “спонсоров”. В них четко обособлено денежную систему государства и бюджет, для финансирования дефицита которого создан механизм, действующий с помощью обращения и использования ценных бумаг.

Независимость центрального банка нельзя сводить к “статусной независимости” среди других субъектов управления экономическими процессами, поскольку именно Национальный банк Украины способен быть единым эмиссионным центром государства и одновременно отвечать за управление всей денежно-кредитной системой.

Конституцией предусмотрено, что во взаимоотношениях Национального банка Украины с Верховной Радой, Президентом и Кабинетом должны произойти существенные изменения, при которых центральный банк выступит как орган государства, которому поручено осуществлять единую денежно-кредитную политику в Украине и регулировать организацию банковской системы и способствовать государственному контролю за ее функционированием. На Национальный банк Украины распространяется общая конституционно-правовая юрисдикция Верховной Рады, поскольку это главный орган банковской системы по своим правовым статусом зависим от Верховной Рады, которая должна рассмотреть и принять специальный закон о Национальном банке Украины. Конституционные нормы, касающиеся главных функций Национального банка Украины, назначение на должность га увольнении с должности Председателя Национального банка Украины, а также назначение и освобождение половины состава Совета Национального банка Украины относятся к исключительной компетенции парламента.

Однако Конституция Украины, в отличие от действующего ранее законодательства, создала предпосылки, чтобы Национальный банк Украины осуществлял свою деятельность на принципах независимости и экономической самостоятельности. Это касается в первую очередь полной ответственности Национального банка за проведение независимо от обязательств исполнительной власти сбалансированной денежно-кредитной политики и содействия реализации экономического курса Кабинета Министров Украины, если это не противоречит стабильности национальной валюты Украины.

Вместе с тем с целью совершенствования денежно-кредитной системы Украины и координации действий Национального банка Украины и органов исполнительной власти в сфере денежно-кредитной и финансово-экономической деятельности. Конституция Украины определила целесообразность создания при центральном банке органа со специальным статусом Совета Национального банка. В отличие от ранее существующей по закону подчиненности Национального банка исключительно Верховной Раде, которая рассматривала и утверждала основные направления проведения денежно-кредитной политики в Украине, смета Национального банка и тому подобное, теперь все эти вопросы должен быть положен согласно ч. 1 ст. 100 Конституции на Совете Национального банка.

Состав Совета Национального банка формируется как Верховной Радой, так и Президентом, что обусловлено ее чрезвычайно важными функциями в обеспечении политики государства в денежно-кредитной сфере, которая должна быть независимой от вмешательства любых управленческих структур и субъектов властных полномочий и направленной на обеспечение стабильности национальной валюты. Есть основания полагать, что членами Совета Национального банка должны быть авторитетные специалисты в области финансов, банковского дела, юриспруденции и экономики.

Председатель Национального банка с согласия Президента и Верховной Рады может возглавлять Совет Национального банка по должности, поскольку ответственность за функционирование денежно-кредитной системы в Украине естественно возлагается именно на него.

Важно подчеркнуть, что Совет Национального банка наделяется согласно с этой нормой Конституции правом контроля за проведением Национальным банком, всеми банковскими и кредитными учреждениями единой денежно-кредитной политики в государстве.

Конституцией Украины установлено, что правовой статус Совета Национального банка Украины будет определен специальным законом, который должен также установить процедуры организации и деятельности Совета Национального банка по обеспечению экономического роста Украины.