Новая редакция ст. 155 Конституции Украины с Комментариями.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I “Общие положения”, раздела III “Выборы. Референдум” и раздела XIII “Внесение изменений в Конституцию Украины”, предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Комментарий к ст. 155 Конституции Украины

Комментируемая статья Конституции посвящена порядку внесения изменений в Конституцию Украины, кроме разделов I, III, XIII Основного Закона, процедура внесения изменений в которых является более усложненной, по сравнению с другими разделами Конституции.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины Верховная Рада Украины имеет исключительное полномочия по внесению изменений в Конституцию Украины в пределах и в порядке, предусмотренных разделом XIII Конституции Украины. Эти полномочия парламент согласно ст. 155 Конституции осуществляет самостоятельно в порядке процедуры, предусмотренной Регламентом Верховной Рады Украины.

Порядок внесения изменений в разделы II, IV–XII, XIV, XV Конституции Украины отличается от порядка внесения изменений в другие законы Украины. Существенное усложнение этой процедуры следует рассматривать как гарантию обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Украине, как способ обеспечения стабильности в вопросах организации и определения полномочий высших органов государственной власти и прокуратуры, функционирования системы органов местного самоуправления, территориального устройства. Этот порядок внесения изменений в Конституцию Украины состоит из трех этапов.

Первый этап согласно ст. 159 Конституции Украины предусматривает получение заключения Конституционного Суда Украины относительно соответствия законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины статьям 157,158. Согласно требованиям статей 147 и 159 Конституции Верховная Рада Украины не может рассматривать эти законопроекты при отсутствии такого заключения Конституционного Суда. Заключение должно быть предоставлено после внесения законопроекта в Верховную Раду Украины, но до его рассмотрения Верховной Радой на пленарных заседаниях. Законопроект, который по заключению Конституционного Суда Украины соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины и в который были внесены поправки во время рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады Украины, подлежит также проверке Конституционным Судом Украины относительно соответствия этого законопроекта требованиям указанных статей Конституции Украины перед принятием его как закона о внесении изменений к Конституции Украины (Решение Конституционного Суда Украины от 9 июня 1998 г. № 8 рп/98 и Решения от 30 сентября 2010 г. № 20 РП/2010).

Второй этап предусматривает проведение обсуждения законопроекта и его одобрения Верховной Радой Украины. В Решении Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 г. № 17 рп/2002 в деле относительно полномочности Верховной Рады Украины указано, что Верховная Рада Украины правомочна принимать законы и реализовывать другие конституционно определенные полномочия при условии присутствия на ее пленарных заседаниях на момент голосования не меньше того количества народных депутатов Украины, которое согласно Конституции Украины необходимо для принятия соответствующего решения. На этом этапе законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины должен быть одобрен большинством народных депутатов Украины, то есть не менее 226 депутатами от конституционного состава Верховной Рады Украины. Принятие решения парламентом таким образом используется обычно при принятии законов Украины. Использование его для одобрения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины объясняется тем, что принятое депутатами решение не является окончательным, поскольку имеет предварительный характер, а следовательно, допускает в дальнейшем внесения изменений и дополнений к законопроекту

Окончательное решение относительно законопроекта о внесении изменений к Конституции Украины Верховная Рада Украины принимает на третьем этапе. Предварительно одобрен простым большинством голосов законопроект принимается квалифицированным большинством голосов народных депутатов Украины (не менее двух третей от конституционного состава парламента) на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины с соблюдением процедуры рассмотрения законопроектов, предусмотренной Регламентом Верховной Рады.

Разведение во времени предварительного одобрения законопроекта и его окончательного принятия (согласно ст. 83 Конституции очередные сессии парламента начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года) необходимо народным депутатам Украины для анализа позиции своих избирателей по этому вопросу, более основательного изучения законопроекта и окончательного определения своей позиции относительно него.

Регламент Верховной Рады Украины содержит норму (п. 2 ст. 144), согласно которой вопрос о предварительном одобрении законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины не может рассматриваться Верховной Радой на последней сессии срока ее полномочий. Вопрос о предварительном одобрении и дальнейшем рассмотрении такого законопроекта включается в повестку дня первой сессии новоизбранной Верховной Рады без голосования.

Согласно п. 3 ст. 144 Регламента новоизбранная Верховная Рада не может рассматривать вопрос о принятии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, который согласно этой статьи был предварительно одобрен Верховной Радой предыдущего созыва, но голосование по принятию которого как закона не проводилось. В таком случае законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины считается не принятым Верховной Радой предыдущего созыва и к нему применяются требования части первой статьи 158 Конституции Украины.

В случае возникновения необходимости одновременного комплексного внесения изменений в разделы Конституции Украины, указанных в этой статье, так и разделов, указанных в части первой статьи 156 Конституции Украины, инициатор представления таких изменений подает в Верховную Раду одновременно два отдельных законопроекта (связанные законопроекты). Такие законопроекты должны содержать также положения, которые предусматривают объединенное и согласованное во времени вступления их в силу, и согласно которым в случае непринятия Верховной Радой или неутверждения всеукраинским референдумом одного из них, другой, связанный с ним, не вступает в силу.

Другой комментарий к статье 155 Конституции Украины

Конституция Украины устанавливает специальный порядок внесения изменений в г. II Конституции “Права, свободы и обязанности человека и гражданина”, всех разделов по организации и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления (г. IV “Верховная Рада Украины”, г. V “Президент Украины”, г. VI “Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти”, р. VII “Прокуратура”, р. VIII “правосудие”, р. IX “территориальное устройство Украины”, р. X “Автономная Республика Крым”, Р. XI “местное самоуправление”, р. XII “Конституционный Суд Украины”), а также к р.XIV “Заключительные положения” и Р. XV “Переходные положения”.

Порядок внесения изменений в указанные разделы Конституции значительно усложнен по сравнению с порядком принятия и изменения текущего законодательства. После внесения в Верховную Раду Украины законопроекта об изменении конституционных норм процесс рассмотрения и принятия соответствующего закона подразделяется на два основных этапа. На первом этапе проводится обсуждение и одобрение законопроекта большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Одобрение законопроекта еще не означает его принятие и является лишь предыдущим актом, свидетельствующим о положительном отношении к законопроекту большинства депутатов, не исключает возможности дальнейшего внесения в законопроект изменений и дополнений. Поскольку и это одобрение еще не является окончательным решением, то оно принимается простым большинством голосов от конституционного состава Верховной Рады.

Окончательное решение по законопроекту принимается Верховной Радой Украины на втором этапе законотворческого процесса. Уже одобрен простым большинством Верховной Рады законопроект может быть принят ею только на следующей очередной сессии парламента. Поскольку очередные сессии Верховной Рады проходят два раза в год и между сессиями есть перерыв (см. ст. 83 Конституции), то установленный Конституцией порядок дает возможность народным депутатам более основательно изучить законопроект и определить свое отношение к нему.

Рассмотрение законопроекта в Верховной Раде производится в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины.

Для принятия законопроекта О внесении изменений в указанные выше разделы Конституции необходимо квалифицированное большинство голосов. За законопроект должно проголосовать не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады.