Новая редакция ст. 30 Конституции Украины с Комментариями.

Каждому гарантируется неприкосновенность жилища.

Не допускается проникновение в жилище или в другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда.

В неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, возможен иной, установленный законом, порядок проникновения в жилище или в другое владение лица, проведение в них осмотра и обыска.

Комментарий к ст. 30 Конституции Украины

Неприкосновенность жилища или иного владения лица является одной из составляющих личной неприкосновенности и тесно связана с правом на неприкосновенность личной и семейной жизни, гарантированного ст. 32 Конституции Украины. Именно поэтому ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) комплексно декларирует эти права: «Каждый имеет право на уважение его частной и семейной жизни, жилища и тайны корреспонденции». В своих решениях Европейский суд по правам человека (далее – Суд) неоднократно подчеркивал, что по этой статье Конвенции государство выполнит свои обязательства не только если просто воздержится от действий, которые эти права нарушают, а при условии, что будет действовать при определенных обстоятельствах таким образом, чтобы гарантировать их обеспечение. Так, в решении по делу «Эйри против Ирландии» (1979 г.) Суд постановил следующее: «Хотя целью статьи 8 и является в основном защита отдельного лица от произвольного вмешательства со стороны органов государственной власти, эта статья обязывает государство не только воздерживаться от такого вмешательства: в такого негативного обязательства прилагается также и положительное, которое является необходимым для обеспечения действительного уважения к частной и семейной жизни».

Исходя из того, что указанные права дополняют друг друга, отметим, что конституционное положение о неприкосновенности жилища или иного владения лица означает не только запрет входить в него против воли лиц, которые в нем проживают на легальных основаниях, но и запрет разглашать все, что в нем творится. Неприкосновенными согласно комментируемой статьи являются и личные вещи, документы, корреспонденция, другие личные бумаги и имущество, хранящиеся в жилище или ином владении лица.

Под жилищем в контексте комментируемой статьи понимают не только место жительства, но и место ее временного, преимущественного проживания или пребывания. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 28 марта 2008 года № 2 «О некоторых вопросах применения судами Украины законодательства при даче разрешений на временное ограничение отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина во время осуществления оперативно розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия», под жильем надо понимать: 1) личный дом со всеми помещениями, которые предназначены для постоянного или временного проживания в них, а также те помещения, которые хотя и не предназначены для постоянного или временного проживания в них, но является составной доме; 2) любое жилое помещение, независимо от формы собственности, которое относится к жилому фонду и используется для постоянного или временного проживания (дом, квартира в доме любой формы собственности, отдельная комната в квартире и т. п.); 3) любое другое помещение или застройка, которые не относятся к жилому фонду, но приспособлены для временного проживания (дача, Садовый дом и т. п.).

Вместе с тем Пленум Верховного Суда в упомянутом постановлении отметил, что согласно требованиям статьи 17 Закона Украины от 23 февраля 2006 г. № 3477-IV «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» судам необходимо учитывать, что согласно практике Европейского суда по правам человека понятие «жилище» в пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод охватывает не только жилье физических лиц. Оно может распространяться на офисные помещения, принадлежащие физическим лицам, а также офисы юридических лиц, их филиалов и другие помещения.

Это важное замечание, сделанное Пленумом Верховного Суда Украины, обращает внимание правоприменителей на то, что Европейским судом по правам человека несколько изменен вектор толкование понятие «жилье», которое им понимается не только как собственное жилье физических лиц, а распространяется и на офисные помещения, которые принадлежат физическим лицам, а также офисы юридических лиц, их филиалов и другие помещения.

Впервые доктрина расширительного толкования понятия «жилище» Европейский суд по правам человека сформулировал и обосновал в решении по делу «Ншітц против Германии» (от 16 декабря 1992 г.). Суд отметил, что не всегда можно четко разграничить, какая деятельность человека составляет часть его профессиональной, деловой или частной жизни. Когда человек имеет гуманитарную профессию, его работа может стать неотъемлемой частью жизни до такой степени, что становится невозможным определить, в качестве кого он действует в данный момент времени». Основываясь на таком подходе Европейский суд по правам человека признал нарушающим право на неприкосновенность жилища, обыск в офисе адвоката, проведенный без судебного решения.

По делу «Бук против Германии» (от 28 апреля 2005 г.) Европейский суд по правам человека отметил, что понятие «жилище» в пункте 1 статьи 8 Конвенции охватывает не только частное жилье лица и подчеркнул, что слово «domicile» во французской версии статьи 8 имеет более широкую коннотацию, чем слово «жилье», и может распространяться, например, на помещение, в котором лицо занимается профессиональной деятельностью.

Конституция Украины гарантирует неприкосновенность не только жилья, но и другого владения лица. Пленум Верховного Суда в упомянутом постановлении отметил, что как «иное владение» следует понимать такие объекты (естественного происхождения и искусственно созданные), которые по своим свойствам дают возможность туда проникнуть и сохранить или скрыть определенные предметы (вещи, ценности). Ими могут быть, в частности, земельный участок, сарай, гараж, другие хозяйственные постройки и другие здания бытового, производственного и другого назначения, камера хранилища вокзала (аэропорта), индивидуальный банковский сейф, автомобиль и тому подобное.

Право на неприкосновенность жилища принадлежит всем лицам, которые в нем проживают. Поэтому не является его нарушением случаи, когда принудительно до жилья вселяется лицо, которое имеет на это законное право (согласно ч. 2 ст. 79 Закона Украины от 4 ноября 2010 г. «Об исполнительном производстве» принудительное вселение состоит в обеспечении государственным исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в помещение, указанное в исполнительном документе, и его проживания (пребывания) в нем). Одновременно уселення в жилье лица, которое не имеет на это соответствующих оснований, расценивается как самовольное и в соответствии с действующим законодательством влечет за собой юридическую ответственность, а лицо подлежит выселению, которое состоит в освобождении помещения, указанного в исполнительном документе, от лица (лиц), которая выселяемого, его имущества, домашних животных и в запрете данному лицу пользоваться этим помещением (ч. 4 ст. 78 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).

Конституция защищает владельца жилья, а также других лиц, которые в нем проживают, от незаконных посягательств любых других лиц, в частности представителей власти, должностных, частных лиц и тому подобное. Однако гарантированное Конституцией право может быть ограничено при наличии предусмотренных законом оснований. К таковым относятся необходимость производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с целью раскрытия и расследования преступления (проникновение в жилье или другое владение лица, проведение обыска, осмотра, выемки), исполнение судебных решений, осуществление административного надзора. Отдельную группу оснований для совершения законного проникновения к жилья или иного владения лица составляют случаи чрезвычайного характера, когда это связано с необходимостью спасения людей или имущества, ликвидации аварий, пожаров и тому подобное. Конвенция предусматривает аналогичные основания ограничения данного права. Согласно п. 2 ст. 8 Конвенции органы государственной власти не могут вмешиваться в его совершение иначе как в соответствии с законом и когда это необходимо в демократическом обществе в интересах национальной и общественной безопасности или демократического благосостояния страны в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для защиты здоровья или морали или с целью защиты прав и свобод других лиц.

Конституцией Украины предусмотрено, что проникновение в жилье или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска не допускается иначе как по мотивированному решению суда. То есть ограничение права на неприкосновенность жилья или другого владения лица возможно исключительно на основании мотивированного судебного решения. Рассмотрение судом материалов для предоставления разрешения на осуществление указанных действий осуществляется с соблюдением тайны досудебного следствия.

Порядок производства обыска и осмотра детально урегулирован действующим Уголовно процессуальным кодексом Украины.

В случае необходимости провести обыск в жилище или ином владении лица следователь по согласованию с прокурором обращается с представлением к судье по месту производства следствия. Судья немедленно рассматривает представление и материалы дела, а в случае необходимости выслушивает следователя, прокурора и при наличии оснований выносит постановление о проведении обыска, которое не подлежит обжалованию, или постановление об отказе в проведении обыска, на которую в течение трех суток со дня ее вынесения может быть подана апелляция до апелляционного суда.

Постановление судьи о проведении обыска должно быть предъявлено следователем лицам, занимающих помещение, подлежащее обыску. Если такие лица отсутствуют, это постановление предъявляется представителю жилищно-эксплуатационной организации или местного Совета народных депутатов, в присутствии которых и в дальнейшем проводится следственное действие (ст. 181 УПК).

Проводя обыск, следователь имеет право вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается их открыть. При этом следователь должен избегать не вызванных необходимостью повреждений дверей, замков и других предметов. Если владелец помещения считает, что указанными действиями ему причинен вред, не была вызвана необходимостью, он имеет право обратиться в суд с иском об их возмещении.

Выше обращалось внимание на тесную связь права на неприкосновенность жилья или другого владения лица и предусмотренного ст. 32 Конституции Украины права на неприкосновенность личной и семейной жизни. Именно поэтому, детально регламентируя порядок производства обыска, уголовно процессуальный закон содержит определенные гарантии защиты права на неприкосновенность личной жизни, предотвращения причинения лицу морального вреда: во время обыска следователь должен принимать меры к тому, чтобы не были разглашены обнаруженные при этом обстоятельства личной жизни обыскиваемого и других лиц, проживающих или временно находящихся в этом помещении (ст. 185 УПК). К таким мерам, в частности, относится предусмотренное ст. 121 УПК предупреждения следователем участников следственного действия (понятых, специалиста, потерпевшего и др.) об обязанности не разглашать без его разрешения данных, которые стали им известны в ходе обыска. Виновные в разглашении этих данных несут уголовную ответственность по ст. 387 Уголовного кодекса Украины. Этой же статьей УК предусмотрена ответственность за разглашение таких данных и следователем, прокурором и другими должностными лицами. Это может быть как письменное, так и устное предупреждение, о котором указывается в протоколе следственного действия. Копия протокола обыска с указанными в нем изъятыми предметами обязательно должна быть вручена лицу, у которого проведен обыск, а в случае ее отсутствия – несовершеннолетнему члену его семьи или представителю жилищно-эксплуатационной организации или местного Совета народных депутатов (ч. 1 ст. 189 УПК).

Аналогичные правила предусмотрены ст. 190 УПК для проведения осмотра жилья или иного владения лица.

Следует обратить внимание на то, что действующее уголовно процессуальное законодательство Украины распространяет гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 30, и на порядок осуществления принудительной выемки из жилища или иного владения лица. Согласно ч. 4 ст. 178 УПК такое следственное действие также проводится лишь по мотивированному постановлению судьи, которое выносится с соблюдением порядка, установленного для проведения обыска.

Уголовно процессуальный закон не предусматривает получение лицом, осуществляющим дознание, или следователя мотивированного решения суда, если проникновение в жилье или другое владение необходимо с целью проведения в них других следственных действий, в частности, допроса лица, находящегося в жилище и не может явиться по вызову следователя, воспроизведения обстановки и обстоятельств события. Считаем , что в данном случае нормы Конституция должны действовать как нормы прямого действия.

Негласное проникновение в жилье или другое владение лица представляет собой оперативно розыскное мероприятие, который согласно ст. 8 Закона Украины «Об оперативно розыскной деятельности» проводится по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. О получении такого разрешения суда или об отказе в нем указанные лица в течение суток сообщают прокурору, который осуществляет надзор за этой деятельностью. Процедура получения разрешения суда на проведение указанных оперативно розыскных мероприятий предусмотрена в порядке получения разрешения суда на осуществление мероприятий, временно ограничивающих права человека, и использования добытой информации, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 2007 г. № 1169.

Негласное проникновение в жилище или иное владение лица проводится исключительно с целью предотвратить преступление или выяснить истину при расследовании уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможно. Кроме того, ограничение конституционных прав путем проникновения в жилища, как и другими предусмотренными законом оперативно розыскными мероприятиями, осуществляется только в отношении лица, в действиях которого есть признаки тяжкого преступления.

По результатам проникновения составляется протокол с соответствующими приложениями, который может быть использован в уголовном процессе как источник доказательств.

Негласное проникновение в жилище или иное владение лица, как и осуществление других оперативно розыскных мероприятий, возможно только при условии заведения оперативно розыскного дела. Постановление о ее введении подлежит утверждению начальником органа внутренних дел, службы безопасности, пограничных войск, охраны высших должностных лиц, оперативного подразделения налоговой милиции, органа, учреждения исполнения наказаний или его уполномоченным заместителем. Это требование закона является важной гарантией соблюдения законности в ходе оперативно розыскной деятельности.

Граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложено осуществление оперативно розыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и обжаловать эти действия прокурору или в суд.

Кроме указанных случаев, действующее законодательство предусматривает и другие основания ограничения права на неприкосновенность жилья или другого владения лица. Так, согласно ст. 11 Закона Украины от 25 декабря 1990 г. «О милиции» сотрудникам милиции предоставляется право входить беспрепятственно в любое время суток в жилище или другое владение лица, находящегося под административным надзором, с целью проверки выполнения установленных судом ограничений.

При осуществлении исполнительного производства государственный исполнитель имеет право беспрепятственно входить в помещения и хранилища, принадлежащие должникам или заняты ими, проводить осмотр указанных помещений и хранилищ, при необходимости принудительно открывать их в установленном порядке, опечатывать эти помещения и хранилища; налагать арест на имущество должника, изымать, опечатывать такое имущество на хранение и реализовывать его в порядке, установленном законодательством. Требования государственного исполнителя относительно выполнения решений, которые подлежат выполнению Государственной исполнительной службой, являются обязательными для всех граждан на территории Украины (статьи 5, 6 Закона Украины «Об исполнительном производстве).

Часть третья комментируемой статьи предусматривает случаи, когда ограничение права на неприкосновенность жилья или другого владения лица может быть осуществлена в ином установленном законом порядке. Такие случаи имеют неотложный характер и связаны со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступления. Пользуясь требованием крайней необходимости, с целью защиты социально значимых ценностей компетентные государственные органы имеют право проникать в жилье или другое владение лица, проводить в них обыск и осмотр и без предварительного решения суда.

Основания и порядок осуществления этих действий регламентированы действующим законодательством Украины и ведомственными нормативными актами.

Так, например, работники пожарной охраны в соответствии со ст. 34 Закона Украины «О пожарной безопасности» от 17 декабря 1993 г. во время тушения пожаров имеют право на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения, а также принимать любые меры, направленные на спасение людей, предотвращение распространения огня и на ликвидацию пожаров. При этом материальные убытки, связанные с повреждением имущества во время тушения пожара, пожарная охрана не возмещает.

В случае введения в Украине чрезвычайного положения в связи с массовыми нарушениями общественного порядка компетентные государственные органы дополнительно могут осуществлять такие меры: проверять документы у граждан, а в необходимых случаях – проводить личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан (ст. 18 Закона Украины от 16 марта 2000 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения»).

Статья 25 Закона Украины от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины» предоставляет органам и сотрудникам Службы безопасности Украины право исключительно при непосредственном прекращении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, входить в жилых, служебных помещений, на территории и земельные участки и оглядувати их с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов. При проведении мероприятий по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности, сотрудники Службы безопасности Украины, кроме того, имеют также право входить по письменному распоряжению руководителя органа или оперативного подразделения Службы безопасности за служебным удостоверением в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Должностные лица, привлеченные к проведению антитеррористической операции, в соответствии с Законом Украины от 20 марта 2003 г. «О борьбе с терроризмом» имеют право входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, во время прекращения террористического акта и при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей (ст. 15).

Согласно ч. 6 ст. 177 УПК в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступления, обыск жилища или другого владения лица может быть проведено без постановления судьи. При этом в протоколе указываются причины, обусловившие безотлагательном проведении обыска. В течение суток с момента проведения этого действия следователь обязан направить копию протокола обыска прокурору.

Аналогичные основания уголовно процессуальный закон устанавливает и относительно проведения осмотра жилища или иного владения лица без решения суда. Кроме того, последнее не требуется и в тех случаях, когда есть письменное согласие владельца на проведение данного следственного действия. Копия протокола, в котором указаны причины, обусловившие проведение осмотр без постановления судьи, в течение суток направляется следователем прокурору, который осуществляет надзор за досудебным следствием (части 5 7 ст. 190 УПК).

Незаконное проникновение в жилище или в другое владение лица, незаконное проведение в них осмотра или обыска а так же незаконное выселение или другие действия, нарушающие неприкосновенность жилья граждан, является преступлением и влекут за собой уголовную ответственность за ст. 162 УК. Если же проникновение в жилище совершено с целью похищения чужого имущества, действия виновного лица квалифицируются соответственно как кража, грабеж или разбой (ч. 3 ст. 185, ч. 3 ст. 186, ч. 3 ст. 187 УК).

В случае вынесения в отношении подсудимого оправдательного приговора суда, закрытия уголовного дела за отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, прекращении дела об административном правонарушении у лица возникает право на возмещение вреда, причиненного незаконным проведением обыска, выемки, проведением оперативно-розыскных мероприятий, в частности проникновением в жилье или другое владение лица. Порядок и правовые условия возмещения предусмотрено Законом Украины от 1 декабря 1994 г. «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда».

Другой комментарий к статье 30 Конституции Украины

Конституция гарантирует каждому неприкосновенность жилья и другого владения. Не допускается проникновение в жилище, на приусадебный участок, во вспомогательные здания и прочее без его согласия.

Это положение согласуется с Международным пактом о гражданских и политических правах, за которым никто не может безосновательно или незаконно посягать на неприкосновенность жилища (статья 17). Неприкосновенность жилища является одним из проявлений неприкосновенности личной жизни. Неприкосновенными личные вещи и все, что находится в жилом помещении. Конституция защищает собственника жилья от посягательства на него должностных или других лиц государственных органов.

Конституцией взят курс на усиление роли суда в обществе. Только по решению суда можно нарушить право на неприкосновенность жилища. Вместе с тем в особо неотложных случаях, определенных в ч. из комментируемой статьи допускается иной порядок входа (проникновения) в жилище и любого владения.

Следует иметь в виду, что введение мотивированного судебного разрешения, предусмотренного ст. З0 Конституции, в соответствии с п. 13 “Переходных положений” отложено на пять лет. Сегодня согласно ст. 177 Уголовно-процессуального кодекса Украины вход в жилище для обыска проводится в тех случаях, когда есть достаточные сведения, что орудия преступления либо вещи и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, которые имеют значение для установления истины по делу, находятся в данном помещении или есть достаточные данные о том. что в нем скрывается преступник. Обыск может в таких случаях проводиться с санкции прокурора по постановлению следователя. Без санкции прокурора обыск проводится только в неотложных случаях, например при задержании на месте преступления или получении данных о том, что принимаются меры по уничтожению или сокрытию предметов или документов, имеющих значение для расследуемого дела. О несанкционированном обыске следователь должен уведомить прокурора в суточный срок.

При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. В протоколе об обыске обязательно записываются заявления этих лиц по поводу действий следователя и им вручается копия протокола.

Сотрудники милиции могут входить в жилые и другие помещения граждан при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных, что там совершен или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также при стихийных событиях, авариях, массовых беспорядках для обеспечения личной и общественной безопасности (ст. 11 Закона Украины “О милиции” от 20 декабря 1990 г.).

Незаконный обыск, совершенное должностным лицом, влечет за собой уголовную ответственность (ст. 130 Уголовного кодекса). При этом лица, пострадавшие имеют право согласно ст. 56 Конституции требовать возмещения убытков, причиненных незаконными действиями.