Новая редакция ст. 4 Конституции Украины с Комментариями.

В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом.

Комментарий к ст. 4 Конституции Украины

Гражданство Украины – это правовая связь между физическим лицом и Украиной, что находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях» (ст. 1 Закона Украины «О гражданстве»). Однако указанное определение нуждается в уточнении, поскольку между иностранцами и лицами без гражданства (біпатридами), которые на законных основаниях находятся на территории Украины, с одной стороны, и государством – с другой, также существует правовая связь, что так же находит свое проявление во взаимных правах и обязанностях. Разница заключается лишь в объеме прав и обязанностей граждан и неграждан, а также в характере такого правового связи. Гражданство – это сложившийся, устойчивый, постоянный, общий правовую связь лица с определенного государством, который означает признание за этим лицом всей полноты прав и свобод (владение всеми правами и свободами), возложение на нее всех обязанностей, ее защита со стороны государства независимо от места нахождения (на территории государства или за ее пределами), а также распространение на нее в полном объеме власти этого государства и юрисдикции ее органов.

Лицо является гражданином не в связи с проживанием на территории государства, не в связи с распространением на нее государственной власти или признания за ней определенного набора прав и обязанностей, поскольку все эти признаки являются характерными определенной степени и для иностранцев или лиц без гражданства. Главное заключается в том, что граждане обладают правами и свободами в полном объеме, на них распространяются обязанности в полном объеме, государство обязано охранять граждан, их права и свободы на территории государства, так и за ее пределами, а власть государства распространяется на гражданина как на территории государства, так и за ее пределами. В свою очередь гражданин имеет право рассчитывать на защиту и попечительство со стороны государства не только в пределах ее территории, но и во время пребывания или проживания за границей (в том числе в нейтральных водах). А вот защита иностранцев и лиц без гражданства украинское государство осуществляет только до тех пор, пока они находятся на территории Украины.

Институт гражданства как совокупность правовых норм определяет: во-первых, круг лиц, за которыми признаются в полном объеме основные права и свободы, на которых в полном объеме распространяется законодательство, государственная власть и юрисдикция государства как на ее территории, так и за ее пределами; во-вторых, отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением гражданства; в-третьих, различия в правовом статусе граждан государства, с одной стороны, и иностранцев и лиц без гражданства – с другой.

Гражданство следует отличать от подданства, которое означает правовую связь лица с государством, имеет монархическую форму правления.

Украина признает существование только единого гражданства. Это означает, во первых, что гражданин Украины не может иметь гражданства другого государства (или нескольких государств), и, во-вторых, отдельные административно-территориальные единицы (в том числе Автономная Республика Крым или любая область) не могут иметь своего гражданства.

Если же гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или нескольких государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины (п. 1 ст. 2 Закона Украины «О гражданстве Украины»), Это означает, что государство не берет во внимание наличие у такого лица гражданства (или подданства) другого государства и относится к ней как к своего гражданина, признавая за ним соответствующие права и возлагая при этом на него соответствующие обязанности. Вместе с тем, если гражданин Украины после достижения им совершеннолетия добровольно приобрел гражданство другого государства, тогда возникает основание для утраты им украинского гражданства. Однако прекращение гражданства Украины в таком случае наступает не автоматически, а лишь после издания соответствующего указа Президента Украины.

Приобретения гражданства другого государства будет считаться добровольным лишь тогда, когда, во-первых, волеизъявление лица о приобретении гражданства того государства на самом деле было свободным, во вторых, такое волеизъявление приобрело форму письменного заявления или ходатайства, третье лицо добровольно получил документ, удостоверяющий приобретения иностранного гражданства.

Не могут считаться добровольным приобретением другого гражданства такие случаи: а) одновременное приобретение ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства или держав; б) приобретение ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей вследствие усыновления ее иностранцами; в) автоматическое приобретение гражданином Украины другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем; г) автоматическое приобретение гражданином Украины, который достиг совершеннолетие, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если такой гражданин Украины не получил документ, подтверждающий наличие у него гражданства другого государства.

Если же иностранец приобрел гражданство Украины, то в отношениях с украинским государством он признается лишь гражданином Украины. При этом не может приниматься во внимание то, что возможно и другое государство считает его своим гражданином. Лицо, которое приобрело гражданство Украины, обязано в течение двух лет с момента регистрации его гражданином Украины подать документ о прекращении иностранного гражданства. В случае когда такое лицо, имея достаточные основания, предусмотренные законодательством соответствующего государства, не может получить такой документ по независящим от нее причинам, она имеет право подать декларацию об отказе от иностранного гражданства (ч. 5 ст. 8. 2 ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Закона Украины «О гражданстве Украины»).

Двойное гражданство может возникать в связи с несоответствием подходов, положенных в основу законодательства о гражданстве различных государств (когда, например, приобретение гражданства происходит почти автоматически или когда не предполагается как необходимое условие обретения нового гражданства выход из предыдущего гражданства), или же на основании заключенного межгосударственного соглашения (договора) о двойном гражданстве.

Законодательство большинства стран мира не признает двойного гражданства, поскольку это создает значительные проблемы на практике. Двойное гражданство означает для лица не только значительное расширение прав и свобод, но и существенное увеличение объема обязанностей, выполнить которые или достаточно сложно, или же слишком обременительно (например, платить налоги сразу в двух государствах в случае, когда отсутствует соответствующее межгосударственное соглашение об избежании двойного налогообложения), или вообще невозможно (например, одновременно проходить военную службу в вооруженных силах различных государств). Согласно принципу доміцилію (принцип места жительства) реально лицо может осуществлять права и обязанности только гражданин того государства, в котором она постоянно проживает. Как правило, и третьи государства признают бипатридов гражданином именно этой страны.

Именно поэтому общей является тенденция к ограничению двойного гражданства. Конвенция урегулировала некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г. (Гаагская конвенция), исходила из непризнания двойного гражданства и рекомендовала относиться к бипатридов как к лицам, которые имеют только одно гражданство. При этом предлагалось определять гражданство или по месту «обычного или преимущественного проживания», или по принципу «эффективного» гражданства, то есть за гражданством той страны, с которой лицо более тесно связано и где она реально использует все свои права или подавляющее большинство из них (ст. 5 Конвенции). 30 августа 1961 г. в Нью Йорке была принята Конвенция о сокращении безгражданства. 6 мая 1963 г. государства члены Совета Европы подписали Конвенцию о сокращении случаев множественного гражданства и о воинской повинности в случаях множественного гражданства. 24 ноября 1977 г. Советом Европы был принят Дополнительный протокол к указанной Конвенции и внесены в нее поправки.

Вместе с тем некоторые государства заключают договоры, согласно которым предусматривается возможность двойного гражданства. Конституция Российской Федерации (ст. 62) признает за гражданами право на двойное гражданство. Вместе с тем согласно Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. «гражданство РФ является единым» (ч. 2 ст. 4), а «гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом» (ч. 1 ст. 6). Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства Российская Федерация заключила лишь с Республикой Таджикистан (Договор от 7 сентября 1995 г.).

Постепенно меняется подход к двойного гражданства и при разработке многосторонних международно правовых документов. Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г., ратифицировано Верховной Радой Украины 20 сентября 2006 г., предусматривает возможность сохранения двойного гражданства, во первых, для детей, имеющих гражданство нескольких государств, если оно приобреталось автоматически по рождению, во вторых, когда гражданство другого государства приобретается автоматически в связи с заключением брака (ст. 14 Европейской конвенции о гражданстве).

Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются Законом «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г.

Гражданство Украины приобретается по следующим основаниям: 1) по рождению (филиация); 2) по территориальному происхождению; 3) вследствие принятия в гражданство (натурализация); 4) вследствие возобновления в гражданстве (реинтеграция); 5) вследствие усыновления; 6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства, устройство ребенка в детское заведение или заведение здравоохранения, в детский дом семейного типа или приемную семью или передачи на воспитание в семью патронатного воспитателя; 7) вследствие установления над лицом, признанным судом недееспособным, опеки; 8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка; 9) вследствие признания отцовства или материнства или установление факта отцовства или материнства; 10) по другим основаниями, предусмотренными международными договорами Украины (ст. 6 Закона «О гражданстве Украины»).

Практически каждая из указанных оснований содержит несколько вариантов (форм) приобретения гражданства Украины в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Так, например, ребенок приобретает гражданство Украины по рождению (указанное основание еще называют філіацією), если его родители являются гражданами Украины (в этом случае законодатель исходил из так называемого «принципа права крови», поскольку при этом определяющим является тот факт, что ее родители являются украинскими гражданами и не имеет значения, где именно родился ребенок: на территории государства или за ее пределами). Так же лицо, которое родилось на территории Украины от лиц без гражданства, которые на законных основаниях проживают на территории Украины, приобретает гражданство Украины по рождению (однако при этом законодатель исходил уже из другого принципа – так называемого «принципа права почвы», поскольку определяющим становится тот факт, что ребенок родился именно на территории Украины). Похожий подход используется и при определении гражданства новорожденного ребенка, найденного на территории Украины, в случае если оба из родителей неизвестные (такого ребенка называют «найденыш»).

Приобретение гражданства Украины по территориальному происхождению означает, что лицо, а также ее несовершеннолетние дети регистрируются гражданами Украины, если она сама или хотя бы один из его родителей, дед или баба, родные (полнородные и неполнородные) брат или сестра, сын или дочь, внук или внука родились или постоянно проживали до 24 августа 1991. на территории, которая впоследствии стала территорией Украины соответственно Закону Украины «О правопреемстве Украины», или которое само или хотя бы один из его родителей, дед или баба, родные (полно родные и неполнородные) брат или сестра родились или постоянно проживали на других территориях, входивших на момент их рождения или во время их постоянного проживания в состав Украинской Народной Республики, Западно Украинской Народной Республики, Украинского Государства, Украинской Социалистической Советской Республики, Закарпатской Украины, Украинской Советской Социалистической Республики, и является лицом без гражданства или иностранцем, который взял на себя обязательства прекратить иностранное гражданство, и подало заявление о приобретении гражданства Украины.

Принятие иностранцев и лиц без гражданства (апатридов) в гражданство Украины (натурализация) осуществляется при условии выполнения следующих требований: 1) признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины; 2) представление декларации об отсутствии иностранного гражданства (для лиц без гражданства) или обязательство прекратить иностранное гражданство (для иностранцев); 3) непрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних пяти лет; 4) получение разрешения на иммиграцию; 5) владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения; 6) наличие законных источников существования (ст. 9 Закона «О гражданстве Украины»),

Вместе с тем по отдельным категориям лиц Закон «О гражданстве Украины» признает право на упрощенный порядок принятия гражданства, то есть возможность получить украинское гражданство, выполнив при этом не все, а лишь отдельные из указанных выше шести условий (или требований). В частности, право на упрощенный порядок принятия в гражданство признается: 1) за лицами, имеющими выдающиеся заслуги перед Украиной (на них не распространяется соблюдение требований, предусмотренных пп. 3–6); 2) за лицами, принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины (на них так же не распространяется выполнение требований, предусмотренных пп. 3-6); 3) с иностранцами и лицами без гражданства, которые находятся в браке с гражданином Украины более два года или находились свыше двух лет в браке с гражданином Украины, который прекратился вследствие смерти (на них не распространяется соблюдения требования, помещенной в п. 3); 4) за беженцами и лицами, которым предоставлено убежище в Украине (на них не распространяется соблюдение требований, предусмотренных пп. 3, 4, 6); 5) за лицами, которые въехали в Украину лицами без гражданства (на них распространяются все условия, но им достаточно непрерывно прожить на законных основаниях на территории Украины на протяжении последних пяти, а только трех лет); 6) с лицами, имеющими физические недостатки (слепые, глухие, немые) (на них не распространяется соблюдение требования относительно владения государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения); 7) за ребенком, проживающим в Украине и один из родителей которого или другое лицо, являющееся его законным представителем, имеет разрешение на иммиграцию (им не нужно соблюдать требования, содержащиеся в пп. 1, 3 6). Кроме того, с некоторыми государствами россия заключила международные соглашения об упрощенном порядке приобретения и прекращения гражданства (в частности, с Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном).

Несмотря на довольно демократический характер украинского законодательства о гражданстве, существует определенная категория лиц, которые не могут приобрести украинского гражданства путем натурализации. В гражданство Украины не принимается лицо, которое: 1) совершило преступление против человечества (статьи 436-447 Уголовного кодекса Украины) или осуществляло геноцид (ст. 422 Уголовного кодекса Украины); 2) осуждено в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости); 3) совершило на территории другого государства деяние, которое признано законодательством Украины тяжким или особо тяжким преступлением.

Право на возобновление в гражданстве Украины (реинтеграцию) признается за теми лицами, которые ранее находились в гражданстве Украины, но при определенных обстоятельствах его прекратили. Если лицо, которое прекратило гражданство Украины, является лицом без гражданства и подало заявление о возобновлении в гражданстве Украины, то он регистрируется гражданином Украины независимо от того, проживает она постоянно в Украине или за рубежом, но только при условии отсутствия обстоятельств, которые не допускают принятия гражданства Украины. Лицо, которое после прекращения гражданства Украины приобрело иностранное гражданство или несколько гражданств, вернулась в Украину на постоянное проживание и подало заявление о возобновлении в гражданстве Украины и взяла на себя обязательства прекратить иностранное гражданство, регистрируется гражданином Украины. В гражданстве не возобновляются лица, утратившие гражданство Украины в связи с приобретением его вследствие обмана, сознательного представления ложных сведений или фальшивых документов, сокрытия любого существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины.

В Законе «О гражданстве Украины» определяются также особенности приобретения детьми гражданства Украины в результате усыновления (ст. 11), вследствие установления над ребенком опеки или попечительства, устройство ребенка в детское заведение или заведение здравоохранения, в детский дом семейного типа или приемную семью или передачи на воспитание в семью патронажного воспитателя (ст. 12), в связи с пребыванием в гражданстве Украины ее родителей или одного из них (ст. 14), в результате признания отцовства или материнства или установление факта отцовства или материнства (ст. 15). Приобретение гражданства Украины детьми возрастом от 14 до 18 лет может происходить лишь по их согласию.

Международными договорами Украины могут быть предусмотрены и другие основания приобретения гражданства. Как свидетельствует мировая практика, необходимость установления таких оснований возникала: при объединении двух и более государств в одно; при распаде государства на несколько государств; при заключении мирных договоров, соглашений по вопросам репатриации, специальных соглашений по территориальным вопросам, которые связаны с переходом части территории от одного государства к другому, обмена отдельными частями территории, продаже части территории.

В случае территориальных изменений возможны оптации и трансферт. Оптация – это добровольный выбор лицом гражданства путем подачи индивидуального заявления в случае изменения государственной принадлежности определенной территории (лицо может в течение определенного срока выбирать между гражданством государства, которому ранее принадлежала эта территория!, и гражданством государства, к которому эта территория переходит). Трансферт – это такое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории автоматически меняется гражданство определенных категорий лиц независимо от согласия или несогласия населения той территории, которая переходит под юрисдикцию другого государства.

1 марта 2007 г. между Украиной и Грузией заключено Соглашение об упрощенном порядке обретения и прекращения гражданства гражданами Грузии, которые постоянно проживают в Украине, и гражданами Украины, которые постоянно проживают в Грузии, и предупреждении случаев безгражданства и двойного гражданства. Согласно ст. 1 указанного Соглашения Стороны договорились об упрощенном порядке приобретения и прекращения гражданства «при наличии следующих условий: а) если заявитель постоянно на законных основаниях проживает на территории Стороны, гражданство которой приобретается, независимо от срока проживания; б) если заявитель или хотя бы один из его родителей (усыновителей), дед или бабка родились или постоянно на законных основаниях проживали на территории Стороны, гражданство которой приобретается, или при наличии у заявителя хотя бы одного из близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука (внучки), которые постоянно проживают на законных основаниях на территории Стороны, гражданство которой приобретается, и ее гражданами».

Основаниями прекращения гражданства Украины признаются: 1) выход из гражданства Украины; 2) потеря гражданства Украины; 3) основания, предусмотренные международными договорами Украины (ст. 17 Закона «О гражданстве Украины»), Содержательная характеристика оснований прекращения гражданства Украины подается в комментарии к ст. 25 Конституции Украины.

Другой комментарий к статье 4 Конституции Украины

Признание Конституцией единого гражданства в Украине является одним из новых существенных принципов, не обходных для создания суверенного Украинского государства, которая строится на демократических и правовых началах. Это конституционное положение призвано обеспечить единый правовой статус для всех граждан Украины. С момента принятия Конституции установление принципа единого гражданства в Украине обеспечило одинаковую правовую связь каждого гражданина с государством, понимание каждым своей наличности в Украину. Таким образом Конституцией ликвидирована основа политических и юридических коллизий, которые существуют в государствах, где конституциями определяется институт двойного гражданства. Этот институт порождает противоречия, законодательные нестыковки вследствие различного объема прав и свобод, которыми лица с двойным гражданством могут реально пользоваться по месту жительства и на которые они имеют право в соответствии с порядком, который действует на их этнической родине, гражданами которого они также признаются. Вследствие этого в практике межгосударственных отношений сложилась тенденция избегать применения института двойного гражданства, пользоваться им только на основе двусторонних соглашений.

Единое гражданство закреплено в Конституции как такое, что уже существует, а это дает возможность применять юридические внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод гражданина Украины при их тесном взаимодействии с процедурами защиты прав и законных интересов всех лиц, используемых в международном сообществе.

Единое гражданство в Украине является необходимым условием стабильности политической и социальной ситуации в стране, оно уменьшает вероятность появления межэтнической конфронтации. Установив принцип единого общества, Конституция вносит этим упорядоченность и урегулированность в общественные процессы, что дает возможность координировать и согласовывать интересы различных социальных групп и политических сил, подводить правовую основу под сложную систему общественных отношений.

Таким образом, единое гражданство в Украине – это прочный правовая связь человека с государством, что обусловлено совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство предопределяет для человека субъективные права, объем этих прав, свободы, обязанности, ответственность.

Украина придерживается международных принципов уважения прав человека и основных свобод, запор-ленных в принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, в статье 15 которого указано, что каждый человек имеет право на гражданство и никто не имеет права произвольно лишил выть гражданства или права его изменить. Конституция Украины закрепляет порядок, согласно которому только закон определяет основания приобретения и прекращения гражданства Украины.

Действующим законодательством (Закон “О гражданстве Украины” от 8 октября 1991 г.) установлено, что независимо от оснований его приобретения гражданство Украины является равным и единым. Независимо от того, имеют ли граждане свой статус гражданства от рождения, или они приобрели его по другим основаниям, все пользуются равными правами.

Этим законом не разрешается деление на любые группы или слои, которые порождали бы различные права и обязанности. Закон устанавливает основания приобретения гражданства, в частности по рождению, по происхождению. путем свободного избрания гражданства, восстановлении в гражданстве и тому подобное. Им же предусмотрены основания прекращения гражданства (см. комментарий к ст. 25).