Новая редакция ст. 48 Конституции Украины с Комментариями.
Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье.
Комментарий к ст. 48 Конституции Украины
Это конституционное положение – яркий пример внедрения в национальную правовую систему международных стандартов в области прав человека. Ведь за ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая еду, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самой и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного случая потери средств к существованию в силу независимых от него обстоятельств. Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает, что государства, участвующие в нем, определяют право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилье. Государства обязаны принять надлежащие меры по обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии. Страны, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые меры индивидуально и в порядке международного сотрудничества, которые бы включали проведение конкретных программ, для того, чтобы: а) улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, распространения знаний о принципах питания и усовершенствования или реформы аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов; б) обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран, как импортирующих, так и экспортирующих продукты.
Конкретизирует эти предписания ст. 4 Европейской социальной хартии (пересмотренной), по которому с целью обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение государства обязуются признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечивает им и их семьям достаточный жизненный уровень.
Понятие «достаточный жизненный уровень» действующим законодательством Украины не определено, не установлено также, каким является соотношение достаточного жизненного уровня с прожиточным минимумом. Достаточный жизненный уровень не является устоявшейся величиной, так как меняется в зависимости от социально экономических и других факторов. Задача государства заключается в создании надлежащих условий для человека, чтобы он мог своим трудом обеспечить достойную материальную базу для себя и своей семьи.
Уровень жизни – многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей прежде всего в сфере потребления, а потому является важнейшей характеристикой социального процесса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим развитием, что является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом.
Анализ уровня жизни населения предусматривает изучение процессов, явлений и факторов, влияющих на жизнедеятельность людей, их материальные условия, при этом рассматриваются ключевые проблемы социально-экономического развития, подлежащих первоочередному решению. Хорошо отлаженная система показателей уровня жизни населения имеет большое значение для а) разработки эффективной социальной политики, б) принятия обоснованных решений по оказанию помощи малообеспеченному населению, в) оценки социально-экономических последствий проводимых в стране реформ, г) осуществление контроля за ходом реализации важнейших государственных социальных программ.
Статистические характеристики уровня жизни основываются на широкой системе взаимосвязанных показателей, обеспечивающих его комплексную оценку. Система включает в себя блок интегральных и дифференцированных показателей, характеризующих доступность материальных благ, степень равенства в их распределении, покупательную способность граждан, их доходы, гарантированный государством минимальный уровень обеспеченности, т. е. принимаются во внимание все экономические ресурсы которым располагает население в целом и его отдельные социально-экономические группы для реализации своих потребностей.
Другой блок показателей занимает важное место при анализе уровня жизни, включает данные о личном потреблении, и прежде всего об удовлетворении основных физиологических потребностей, то есть отражает реальные потребительские возможности населения. Демографические показатели, содержащиеся в системе, предназначены для анализа влияния уровня жизни на воспроизводство населения.
Такая система показателей уровня жизни соответствует мировым стандартам. Несмотря на итоги Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.), в 1997 г. 29 и Статистическая Комиссия ООН утвердила минимальный набор социальных индикаторов, рекомендованных странам для статистического наблюдения. В их числе:
а) демографические показатели: численность населения; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень младенческой смертности и материнской смертности; уровень образования населения;
б) макроэкономические показатели материального благосостояния: реальные имеющиеся ресурсы; расходы на конечное потребление домашних хозяйств; среднемесячная заработная плата и другие виды доходов;
в) показатели экономической активности населения;
г) показатели материальной обеспеченности домохозяйств;
д) уровень и структура личного потребления;
е) жилищные условия населения.
Эти показатели характеризуют: человеческий и трудовой потенциал, на который рассчитывает страна; размер и источники формирования личных доходов, а также роль каждого из них; распределение доходов между отдельными группами населения; использование доходов для личного потребления; объемы и структуру потребления материальных благ и услуг.
Состав приведенных выше показателей и степень их использования может меняться в зависимости от того, какие стороны уровня жизни населения подлежащих анализу, и от приоритетности проблем, что решают.
Самостоятельным объектом статистического измерения является такая характеристика уровня жизни населения, как бедность. Бедность – это невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный период. Кроме сведений об уровне и дифференциации доходов, прожиточный минимум, необходимы и другие данные, позволяющие оценить масштабы, причины, конкретные проявления и последствия бедности, а также демографические характеристики малообеспеченного населения.
Важнейшей характеристикой уровня жизни является удовлетворение потребностей населения в услугах социальной сферы: жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха и туризма и др. Сейчас происходит адаптация социальной сферы к рыночным условиям функционирования экономики. Наряду с бесплатным образованием, медицинской помощью населению, отдельными видами бесплатных социальных услуг активно развиваются рынки платных услуг, предоставляемых населению.
С целью обеспечения конституционного права граждан на достаточный жизненный уровень исключительно законами устанавливаются основные государственные социальные гарантии. Государственные социальные гарантии – установленные законами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, установленные законами и другими нормативно правовыми актами, которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума. Они являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
К числу основных государственных социальных гарантий включаются: минимальный размер заработной платы; минимальный размер пенсии по возрасту; необлагаемый минимум доходов граждан, размеры государственной социальной помощи и других социальных выплат. Основные государственные социальные гарантии, которые являются основным источником существования, не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Уровне основных государственных социальных гарантий определяются на базе государственных социальных стандартов. Последними есть законы, иные нормативно правовые акты, социальные нормы и нормативы или их комплекс. Государственные социальные стандарты и нормативы формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины с участием и согласованием с другими сторонами социального партнерства, если иное не предусмотрено Конституцией Украины и законами Украины.
Исключительно законами Украины определяются: минимальный размер заработной платы; минимальный размер пенсии по возрасту; необлагаемый минимум доходов граждан; величина порога индексации денежных доходов граждан; льготы по оплате жилищно коммунальных, транспортных услуг и услуг связи и критерии их предоставления.
Предоставление государственных социальных гарантий осуществляется за счет бюджетов всех уровней, средств предприятий, учреждений и организаций и социальных фондов на принципах адресности и целевого использования. Государственные социальные гарантии и государственные социальные стандарты и нормативы являются основой для расчета расходов на социальные цели и формирования на их основе бюджетов всех уровней и социальных фондов, межбюджетных отношений, разработки общегосударственных и местных программ экономического и социального развития.
С целью обеспечения предоставления государственных социальных гарантий исчисляются следующие виды нормативов затрат (финансирования): нормативы финансирования текущих расходов на одного жителя, а для отдельных видов социальных услуг – на одно лицо, подлежит данному виду обслуживания; нормативы финансирования текущих расходов на содержание сети учреждений здравоохранения, образования, предприятий, организаций, учреждений социально-культурного, жилищно коммунального и бытового обслуживания; нормативы государственных капитальных вложений на строительство учреждений здравоохранения, образования, предприятий, организаций, учреждений социально-культурного, жилищно коммунального и бытового обслуживания. Отдельно определяются нормативы средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, направляемых на покрытие расходов предприятий, учреждений и организаций социально-культурного, жилищно коммунального и бытового обслуживания, которые не покрываются выплатами населения.
Нормативы финансирования устанавливаются при принятии Закона Украины О Государственном бюджете Украины на текущий год, а также при формировании бюджетов социальных фондов.
С целью соблюдения государственных социальных гарантий, оценки эффективности государственной социальной политики, ее влияния на уровень и качество жизни в Украине осуществляется постоянный государственный мониторинг в сфере применения и финансового обеспечения государственных социальных стандартов и нормативов.
Основными средствами осуществления мониторинга являются: ежемесячная оценка стоимостной величины основных государственных социальных стандартов; ведение Государственного статистического учета по соблюдению государственных социальных стандартов и нормативов; текущая корректировка стоимостных величин государственных социальных нормативов и нормативов расходов (финансирования) в зависимости от изменения цен и других условий их формирования. По результатам мониторинга осуществляется пересмотр размеров государственных социальных гарантий в порядке, определяемом законами.
Исходя из насущной необходимости в скорейшем преодолении бедности – одной из самых болезненных проблем общества, от которой страдает значительная часть населения Украины, прежде всего семьи с детьми, дети сироты, дети, лишенные родительской опеки, безработные, инвалиды, пенсионеры, бездомные граждане, беспризорные дети, и которая существенно ограничивает возможности человеческого развития, порождает масштабные социальные конфликты, представляет угрозу единству общества и национальной безопасности Украины, 26 февраля 2010 года. Президентом Украины был принят Указ № 274/2010 «О безотлагательных мерах по преодолению бедности». Преодоление бедности, прежде всего ее острейших проявлений, признано важнейшим приоритетом в осуществлении реформ в Украине – социальном государстве, которое имеет целью внедрение европейских стандартов жизни.
Стратегическим направлением преодоления бедности является повышение занятости населения и развитие рынка труда. Бедность нельзя преодолеть только путем поддержки малоимущих. Нужны комплексные подходы, ориентированные как на бедные, так и на относительно обеспеченные слои населения. Необходимой предпосылкой преодоления бедности является создание трудоспособному населению условий для самостоятельного решения проблем повышения собственного благосостояния, что возможно лишь в случае обеспечения продуктивной занятости, сбалансирование спроса и предложения на рынке труда, предотвращение безработицы.
Следующим стратегическим направлением преодоления бедности является увеличение доходов от трудовой деятельности, увеличения уровня заработной платы как основного д источники доходов населения и обеспечение опережающего роста номинальной заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен, усиление мотиваций к производительному труду, введение почасовой системы оплаты труда с применением минимального размера почасовой заработной платы; развитие социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений в сфере оплаты работы, усовершенствования процедуры заключения коллективных договоров и соглашений и контроля за их выполнением.
Очень важным элементом в преодолении бедности является развитие социального страхования как способ защиты лица от потерь дохода и как организационно правовая форма социального обеспечения. Введение страховых принципов социального обеспечения граждан охранять их от риска попасть в категорию бедных. Система общеобязательного государственного социального страхования должна быть направлена на усиление социального обеспечения конкретных лиц и членов их семей от возможной бедности вследствие невозможности получать доход в случае потери работы или трудоспособности по болезни, несчастный случай, увечье, старость или смерть кормильца.
Другой комментарий к статье 48 Конституции Украины
Основным элементом, определяющим жизненный уровень граждан, является получаемая ими заработная плата – вознаграждение, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган (или лицо) выплачивает работнику за выполненную им работу. К сожалению, размер оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономики и кризиса производства не всегда обеспечивает достаточного жизненного уровня работников и их семей.
С целью гарантирования определенного размера оплаты работникам за выполненную ими работу государство в законодательном порядке устанавливает минимальную заработную плату. Она является социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования. Согласно Закону Украины “Об оплате труда” от 24 марта 1995 г. минимальная заработная плата в Украине определяется в размере не ниже стоимостной величины границы малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо. Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины один раз в год при утверждении государственного бюджета. В период между пересмотром размера минимальной заработной платы индивидуальная заработная плата подлежит индексации согласно действующему законодательству.
Гражданам Украины предоставляется возможность пополнять свои доходы путем выполнения дополнительной работы по совместительству.
Нетрудоспособным гражданам (инвалидам, пенсионерам), семьям с детьми, одиноким матерям и некоторым другим категориям малообеспеченных граждан предоставляется государственная помощь и льготы, что дает определенную возможность выравнивать их доходы, возвышать их до уровня границы малообеспеченности.
Концепция социального обеспечения населения Украины, о которой шла речь в комментарии к ст. 46 Конституции, исходит из того, что поддержание жизненного уровня населения в переходный к рыночной экономике период будет обеспечиваться проведением целого ряда взаимосвязанных мероприятий, направленных как на стимулирование увеличения производства потребительских товаров, так и на повышение доходов граждан.
В зависимости от темпов роста потребительских цен, будет повышаться минимальный размер заработной платы, пенсий, а также стипендий, размер денежной помощи гражданам с минимальными доходами.