Новая редакция ст. 85 Конституции Украины с Комментариями.
К полномочиям Верховной Рады Украины относится:
1) внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII этой Конституции;
2) назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным статьей 73 настоящей Конституции;
3) принятие законов;
4) утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений в него, контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета о его выполнении;
5) определение основ внутренней и внешней политики, реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора;
{Пункт 5 части первой статьи 85 в редакции Закона № 2680-VIII от 07.02.2019}
6) утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
7) назначение выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные этой Конституцией;
8) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
9) объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;
10) устранение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленном статьей 111 настоящей Конституции;
11) рассмотрение и принятие решения об одобрении Программы деятельности Кабинета Министров Украины;
12) назначение по представлению Президента Украины Премьер-министра Украины, Министра обороны Украины, Министра иностранных дел Украины, назначение по представлению Премьер-министра Украины других членов Кабинета Министров Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, освобождение указанных лиц от должностей, решение вопроса об отставке Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины;
12-1) назначение на должность и увольнение с должности по представлению Президента Украины Председателя Службы безопасности Украины;
13) осуществление контроля за деятельностью кабинета министров Украины в соответствии с этой Конституцией и законом;
14) утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;
15) принятие Регламента Верховной Рады Украины;
16) назначение на должности и увольнение с должностей председателя и других членов Счетной палаты;
17) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины из прав человека; заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;
18) назначение на должность и увольнение с должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;
19) назначение на должности и освобождение от должностей половины состава Совета Национального банка Украины;
20) назначение на должности и освобождение от должностей половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
21) назначение на должности и увольнение с должностей членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины;
22) утверждение общей структуры, численности, определение функций Службы безопасности Украины, Вооруженных Сил Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формирований, а также Министерства внутренних дел Украины;
23) одобрение решения о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;
24) установление государственных символов Украины;
25) предоставление согласия на назначение на должность и освобождение от должности Президентом Украины Генерального прокурора украины; выражение недоверия Генеральному прокурору, что влечет его отставку с должности;
{Пункт 25 части первой статьи 85 в редакции Закона № 1401-VIII от 02.06.2016}
26) назначение на должности трети состава Конституционного Суда Украины;
{Пункт 26 части первой статьи 85 в редакции Закона № 1401-VIII от 02.06.2016}
{Пункт 27 части первой статьи 85 исключен на основании Закона № 1401-VIII от 02.06.2016}
28) досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначение внеочередных выборов в Верховной Рады Автономной Республики Крым;
29) образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов;
30) назначение очередных и внеочередных выборов в органов местного самоуправления;
31) утверждение в течение двух дней с момента обращения Президента Украины указов о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
32) дача законом согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсация международных договоров Украины;
33) осуществление парламентского контроля в пределах, определенных этой Конституцией и законом;
34) принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины на требование народного депутата Украины, группы народных депутатов Украины или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанную не менее как одной третью от конституционного состава Верховной Рады Украины;
35) назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата Верховной Рады Украины; утверждение сметы Верховной Рады Украины и структуры ее аппарата;
36) утверждение перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности;
37) утверждение законом Конституции Автономной Республики Крым, изменений в нее.
Верховная Рада Украины осуществляет также другие полномочия, которые согласно Конституции Украины отнесены к ее ведению.
Комментарий к ст. 85 Конституции Украины
Комментируемая статья Конституции Украины определяет основные функции и полномочия Верховной Рады Украины. Среди основных функций Верховной Рады Украины следует выделить представительскую, учредительную законодательную, программную, политику безопасности и оборонную, внешнеполитическую, бюджетно финансовую, контрольную, арбитражную, институций ну кадровую и др. Соответствующие функции Верховной Рады Украины являются взаимодополняющими и находят свое продолжение и реальное воплощение в правотворческой и правоприменительной деятельности, которая осуществляется на реализацию системы полномочий, определенных в комментируемой ст. 85 и других статьях Основного Закона.
Статья 85 Конституции Украины состоит из двух частей. Первая часть содержит 36 пунктов, которые определяют основные конституционные полномочия Верховной Рады Украины, а вторая указывает на то, что указанные в первой части настоящей статьи полномочия парламента не являются исчерпывающими.
Характерной особенностью ч. 1 ст. 85 Конституции Украины является то, что большинство полномочий Верховной Рады Украины, закрепленных в ней, получают свое развитие в других положениях Основного Закона, законах, других правовых актах, а также в правовых позициях Конституционного Суда Украины. К тому же отдельные конституционные полномочия Верховной Рады Украины реализуются через принятие ею законов Украины, то есть сочетаются с законодательной функцией парламента, которая выступает не только основной, но и универсальной относительно других его функций.
Приоритетными в системе полномочий парламента следует считать его права и обязанности, направленные на осуществление учредительной власти, в частности внесение изменений в конституцию, назначение общегосударственного референдума, законодательное регулирование общественных отношений назначение выборов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, установление и изменение границ административно территориальных единиц.
Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи закрепляет за Верховной Радой Украины полномочия вносить изменения Основного Закона в пределах и в порядке, которые установлены разделом XIII Конституции Украины. Соответствующее полномочие парламента получило свое развитие в статьях 154-159 Конституции Украины, в главе 26 «Рассмотрение законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины» Регламента Верховной Рады Украины, других правовых актах. Следует учитывать, что внесение парламентом изменений в Основной Закон дифференцируется в зависимости от предмета конституционной ревизии. Так, законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме разделов «Общие положения», III «Выборы. Референдум» и XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины», предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии за него проголосовало не менее чем две трети от конституционного состава парламента. Зато внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции происходит по более жесткой процедуре, которая предусматривает подачу соответствующего законопроекта в парламент Президентом Украины или не менее как двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента, вынесение его на всеукраинский референдум, который назначается Президентом Украины.
Отечественная конституционная практика свидетельствует о необходимости неукоснительного соблюдения требований Конституции при внесении в нее изменений. Так, Закон Украины от 8 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Конституцию Украины» был признан Решением Конституционного Суда Украины от 30 сентября 2010 г. № 20 рп/2010 (дело о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины) неконституционным в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия и утратил силу.
Пунктом 2 ст. 85 Конституции Украины устанавливается полномочия парламента назначать обязательный всеукраинский референдум по вопросу об изменении территории Украины. Впрочем, за годы независимости Верховная Рада Украины ни разу не реализовала это полномочия, в частности, вследствие неоднозначности дефиниции «вопросы об изменении территории Украины», так и несовершенстве соответствующих положений Закона Украины от 3 июля 1991 г. «О всеукраинском и местных референдумах».
Пункт 3 комментируемой статьи определяет, по сути, основное полномочия Верховной Рады Украины как единственного органа законодательной власти в Украине (ст. 75 Конституции) – принятие законов. Предметом законодательной деятельности парламента является принятие законов Украины по вопросам отнесенных ст. 92 Основного закона к исключительному регулированию законом, а также по другим вопросам, отнесенным к компетенции Верховной Рады Украины, в частности, по вопросам, определенным в ч. 1 ст. 85 Конституции Украины. Порядок осуществления законодательной деятельности Верховной Радой Украины регулируется Регламентом Верховной Рады Украины, утвержденным Законом Украины от 10 февраля 2010 года.
В учредительных следует отнести и полномочия Верховной Рады Украины относительно определения основ внутренней и внешней политики, которое согласуется с конституционными полномочиями Президента Украины на осуществление руководства внешнеполитической деятельностью государства (п. 3 ч. 1 ст. 106 Конституции) и Кабинета Министров Украины на осуществление внутренней и внешней деятельности Украины (п. 1 ст. 116 Конституции). Реализуя полномочия установленные п. 5 ч. 1 ст. 85 Основного Закона, Верховная Рада Украины приняла 1 июля 2010 г. Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики», который определил основные принципы внутренней политики Украины в сфере развития государственности, местного самоуправления и стимулирования развития регионов, формирования институтов гражданского общества, национальной безопасности и обороны, в экономической, социальной и гуманитарной сферах, в экологической сфере и сфере техногенной безопасности, а также основы внешней политики Украины.
Отдельный блок учредительных полномочий Верховной Рады Украины, определенных в комментируемой статье Основного Закона, касающейся назначения выборов Президента Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, а также выборов в органы местного самоуправления. Так, согласно п. 7 ч. 1 ст. 85 Основного Закона, Верховная Рада назначает выборы Президента Украины в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 103 Конституции Украины. Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года его полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины – в период девяноста дней со дня прекращения полномочий.
Верховная Рада Украины также наделена полномочиями относительно назначения очередных и внеочередных выборов в органов местного самоуправления (п. 30 комментируемой статьи) и назначении внеочередных выборов в Верховную Раду Автономной Республики Крым (п. 28 комментируемой статьи). Примером реализации соответствующих положений комментируемой статьи является постановление Верховной Рады Украины от 1 апреля 2010 г. № 2032 «О назначении внеочередных выборов Ореховского сельского головы (Ореховская сельский совет Лутугинского района Луганской области)» и др.
В соответствии с п. 29 ч. 1 комментируемой статьи Верховная Рада Украины также наделена учредительными полномочиями по образованию и ликвидации районов, установлению и изменению границ районов и городов, отнесению населенных пунктов к категории городов, наименованию и переименованию населенных пунктов и районов. Примерами реализации этого конституционного полномочия парламента являются постановления Верховной Рады Украины от 22 октября 2009 г. «Об установлении границ города Путивль Путивльского района Сумской области», от 18 декабря 2008 г. “О присвоении наименования новообразованному населенному пункту Запорожского района Запорожской области” и др.
Верховная Рада Украины также наделена полномочиями учредительного характера об утверждении перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности. Реализуя эти полномочия, парламент принял законы Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», «О Перечне памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации» и др.
Учредительная функция парламента тесно связана с его программной деятельностью по законодательному утверждение детализированных планов дальнейшего развития государства и право созидания, развития различных сфер государственной и общественной жизни на средне и долгосрочную перспективу. Согласно полномочий, определенных в п. 6ч. 1 ст. 85 Конституции Украины, Верховная Рада Украины утверждает общегосударственные программы, направленные на экономическое, научно технический и социальный, национально культурное развитие, а также охрану окружающей среды. Как пример, реализуя указанные полномочия, Верховная Рада Украины приняла законы Украины от 30 сентября 2008 г. № 608 VI «Об утверждении Общегосударственной целевой научно технической космической программы Украины на 2008-2012 г.»; от 23 декабря 2009 г. № 1794-VI «Об утверждении Общегосударственной программы борьбы с онкологическими заболеваниями на период до 2016 г.» и др.
К полномочиям парламента в сфере национальной безопасности и обороны комментируемая статья относит объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в случае вооруженной агрессии против Украины (п. 9). Согласно п. 31 ч. 1 ст. 85 Верховная Рада Украины также уполномочен утверждать в течение двух дней с момента обращения Президента Украины указы о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации. Правовые режимы военного и чрезвычайного состояния, а также основания и порядок их введения регулируют законы Украины от б апреля 2000 г. «О правовом режиме военного положения», от 16 апреля 2000 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения», от 10 февраля 2010 года. «О Регламенте Верховной Рады Украины» и др.
Кроме того, к безопасности и оборонных полномочий Верховной Рады Украины принадлежат полномочия по утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формирований, а также Министерства внутренних дел Украины (п. 22 ч. 1 ст. 85 Конституции) и одобрение решения о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины (пп. 23 ч. 1 ст. 85 Конституции). Реализация Верховной Радой Украины своих конституционных полномочий в сфере национальной безопасности и обороны Украины осуществляется прежде всего через принятие ею соответствующих законов. Например, численность Вооруженных сил Украины на сегодня регулируется Законом Украины «О численности Вооруженных Сил Украины на 2008 год» от 12 февраля 2008 года с изменениями и дополнениями, а общая структура и функции Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины и других военных формирований регулируется законами Украины от 6 декабря 1991 г. «О Вооруженные Силы Украины», от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины» и др.
Порядок осуществления Верховной Радой Украины конституционных полномочий в сфере национальной безопасности и обороны регламентируется положениями главы 31 «Рассмотрение вопросов об утверждении указов Президента Украины о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации и объявление по представлению Президента Украины состояния войны или заключения мира, одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в случае вооруженной агрессии против Украины» и Регламента Верховной Рады Украины, другими актами действующего законодательства.
Важное место в системе функций и полномочий Верховной Рады Украины занимает ее правосубъектность в сфере внешнеполитической деятельности. Комментируемая статья Основного Закона уполномочивает парламент определять принципы внешней политики (п. 5 ч. 1), принимать решения о предоставлении военной помощи другим государствам (п. 23 ч. 1) др. Не менее важное значение для внешнеполитической деятельности Украинского государства в целом имеет и реализация Верховной Радой Украины своего конституционного полномочия по предоставлению в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсацию международных договоров Украины (п. 32 ч. 1 комментируемой статьи). Ведь международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, согласно ч. 1 ст. 9 Основного Закона является частью национального законодательства Украины. Это дает основания относить соответствующее полномочие Верховной Рады Украины одновременно и полномочий в сфере парламентского контроля.
Порядок предоставления Верховной Радой Украины согласия на обязательность международных договоров Украины (ратификация, утверждение, принятие, присоединение) и их денонсация осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, Закона Украины «О международных договорах Украины», Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и главы 32 Регламента Верховной Рады Украины.
Жизненно важными для общества и государства есть полномочия Верховной Рады Украины утверждать Государственный бюджет Украины и вносить изменения в него, а также иные полномочия в бюджетно финансовой сфере. Государственный бюджет Украины на следующий год принимается в форме закона, а его проект разрабатывается с учетом основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период с указанием показателей объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен, прогнозируемого официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, прогнозируемого уровня безработицы и других показателей и представляется в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины Правительством Украины. Представление Государственного бюджета на следующий год осуществляется на пленарном заседании Верховной Рады Украины Министром финансов Украины. Проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год рассматривается в парламенте по процедуре трех чтений с учетом требований главы 27 «Утверждение Государственного бюджета Украины и контроль за его выполнением» Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины».
Реализуя свою бюджетную функцию, парламент также осуществляет контроль за выполнением Государственного бюджета Украины и принимает решение относительно отчета о его выполнении. Соответствующий контроль Верховная Рада Украины осуществляет как непосредственно (ежемесячные, ежеквартальные, годовые отчеты), так и через специальный орган. От имени Верховной Рады Украины в соответствии со ст. 98 Конституции Украины контроль за исполнением Государственного бюджета Украины осуществляет Счетная палата, правовой статус которой нормирует Закон Украины от 11 июля 1996 г. «О Счетной палате». Годовой отчет о выполнение закона о Государственном бюджете Украины за предыдущий год рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады Украины не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заключения Счетной палаты об использовании средств Государственного бюджета.
К полномочиям Верховной Рады Украины в бюджетно финансовой сфере следует отнести и предусмотренное п. 14 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины полномочия относительно утверждения решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием. Кроме того, комментируемая статья Основного Закона возлагает на парламент и осуществления бюджетно финансовых полномочий в части утверждения сметы Верховной Рады Украины и структуры ее аппарата (п. 35 ч. 1).
Очевидно, что реализация основных функций и полномочий Верховной Рады Украины не в последнюю очередь зависит от эффективности осуществления ею парламентского контроля, который реализуется парламентом как непосредственно (на пленарных заседаниях, через парламентские комитеты, народных депутатов Украины), так и через Счетную палату (бюджетно финансовый контроль) и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека в Украине) в рамках, определенных Основным Законом. Часть 1 ст. 85 Конституции Украины устанавливает систему полномочий Верховной Рады Украины, реализация которых обеспечивает осуществление ею функций парламентского контроля.
Так, Верховная Рада Украины имеет ряд контрольных полномочий в отношении деятельности Президента Украины. Она полномочна заслушивать ежегодные и внеочередные послания Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины (п. 8 ч. 1 ст. 85). При этом, ежегодное послание главы государства при обычных обстоятельствах провозглашается до 31 марта каждого текущего года, а внеочередное – по усмотрению Президента Украины. В новейшей истории Украины были примеры, когда Президент Украины игнорировал эту обязанность, установленный п. 2 ч. 1 ст. 106 Конституции, и не представлял парламенту ежегодный доклад. Так, 11 мая 2007 г. Верховная Рада Украины, реализуя свою контрольную функцию, приняла постановление № 1011 V «О ежегодном послании Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины», которым обязала Президента Украины «подать в Верховную Раду Украины ежегодное Послание о внутреннем и внешнем положении Украины в 2006 году».
Верховная Рада Украины полномочна принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины на требование народного депутата Украины, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанную не менее как одной третью от конституционного состава Верховной Рады Украины (п. 34 ч. 1 ст. 85). Порядок рассмотрения Верховной Радой Украины вопросов, связанных с депутатскими запросами, нормирован в гл. 37 Регламента Верховной Рады Украины.
Значительные контрольные полномочия Верховная Рада Украины сохраняет и относительно деятельности Кабинета Министров Украины. В частности, п. 11 ч. 1 ст. 85 Конституции закрепляет компетенцию парламента рассматривать и принимать решение об одобрении Программы деятельности Кабинета Министров Украины, а п. 13-осуществлять контроль за деятельностью кабинета министров Украины в соответствии с этой Конституцией. Так, согласно ч. 1 ст. 87 Основного Закона Верховная
Рада Украины может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Принятие резолюция недоверия, согласно ч. 4 ст. 115 Конституции, имеет следствием отставку Кабинета Министров Украины. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с парламентским контролем за деятельностью Кабинета Министров Украины, урегулировано в главе 38 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины».
Кроме того, Верховная Рада Украины, осуществляя свои контрольные полномочия, наделен полномочиями заслушивать ежегодные доклады Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине (п. 17 ч. 1 ст. 85) и выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что имеет следствием его отставку из должности (п. 25 ч. 1 ст. 85).
Контрольные функции парламента получают свое развитие и логическое продолжение в его арбитражных полномочиях, когда Верховная Рада Украины, по сути, становится «квазісудовим» органом, а ее решения устанавливают мере конституционно правовой ответственности соответствующих субъектов. Так, в случае совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления, Верховная Рада Украины полномочна устранить главу государства с поста в порядке особой процедуры (импичмента) (п. 10 ч. 1 ст. 85). Это арбитражное по своему содержанию полномочия парламента детализировано в ст. 111 Конституции Украины и в главе 30 Регламента Верховной Рады Украины. Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины, которая, при наличии оснований, не менее как двумя третями голосов принимает решение об обвинении Президента Украины. Решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее как тремя четвертыми от ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления. За годы независимости Украины институт импичмента не применялся.
Пункт 28 ч. 1 комментируемой статьи Основного Закона также закрепляет за Верховной Радой Украины арбитражное полномочия относительно досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины. Порядок рассмотрения парламентом вопроса о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым определяется главой 40 Регламента Верховной Рады Украины.
Часть 1 ст. 85 Конституции Украины также наделяет Верховную Раду Украины значительными институциональными и кадровыми полномочиями, которые он реализует как самостоятельно (назначения на должности и освобождения от должностей Председателя и других членов Счетной палаты (п. 16), назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (п. 17) назначение и освобождение половины состава Совета Национального банка Украины (п. 19) назначение половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (п. 20), выражение недоверия Генеральному прокурору Украины, что имеет следствием его отставку из должности (п. 25), назначение трети состава Конституционного Суда Украины (п. 26) избрание судей бессрочно (п. 27) назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата Верховной Рады Украины (п. 35)), так и солидарно с Президентом Украины. К последним следует отнести полномочия относительно предоставления согласия на назначение Президентом Украины Премьер министра Украины (п. 12) предоставление согласия на назначение на должности и увольнение с должностей Президентом Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины (п. 24) предоставление согласия на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины (п. 25), назначение и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины (п. 18) назначение на должность и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента (п. 21). Порядок осуществления парламентом его кадровых полномочий нормированный в главе 33 Регламента Верховной Рады Украины.
При этом комментируемая статья Основного Закона удостоверяет, что установленные ею институциональные и кадровые полномочия парламента не являются исчерпывающими, поскольку Верховная Рада Украины также осуществляет назначение или избрание на должности, увольнение с должностей, предоставление согласия на назначение и увольнение с должностей лиц в случаях, предусмотренных этой Конституцией (п. 15).
Как уже отмечалось, ст. 85 Конституции Украины определяет систему основных, но не исчерпывающих полномочий Верховной Рады Украины. Парламент осуществляет и другие полномочия, отнесенные Конституцией к его ведению, в частности, в различных сферах общественной и государственной жизни, организации своей внутренней деятельности.
Другой комментарий к статье 85 Конституции Украины
Данная статья закрепляет широкие полномочия Верховной Рады Украины, которые определяют ее место и роль в государстве. Понятно, что все они требуют более глубокого изучения, но уже сейчас их можно по сути и назначению разделить на ряд групп, среди которых прежде всего следует назвать полномочия, связанные с внесением изменений в Конституцию Украины; законотворческой деятельностью и принятием законов; с функцией контроля за бюджетом; определению основ политики государства и программ общественного развития;
определением взаимоотношений Верховной Рады Украины и Президента Украины; формированием других государственных органов; с функцией парламентского контроля Верховной Рады; организацией административно-территориального деления страны; осуществлением внешних функций государства и некоторые другие.
Однако перечисленные в ст. 85 Конституции полномочия Верховной Рады не являются исчерпывающими, они дополняются и детализируются положениями других статей Конституции (в частности ст. 111). Кроме того, оценивая границы полномочий Верховной Рады Украины, не следует забывать о положении ст. 92 Конституции, которая очерчивает круг вопросов, решаемых исключительно законами Украины (см. комментарий к ст. 111).