Новая редакция ст. 92 Конституции Украины с Комментариями.
Исключительно законами Украины определяются:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина;
2) гражданство, правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без гражданства;
3) права коренных народов и национальных меньшинств;
4) порядок применения языков;
5) основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического пространства, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи;
6) основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; экологической безопасности;
7) правовой режим собственности;
8) правовые основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования;
9) основы внешних сношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;
10) основы регулирования демографических и миграционных процессов;
11) основы создания и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств массовой информации;
12) организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики;
13) территориальное устройство Украины;
14) судоустройство, судопроизводство, статус судей; основы судебной экспертизы; организация и деятельность прокуратуры, нотариата, органов досудебного расследования, органов и учреждений исполнения наказаний; порядок исполнения судебных решений; основы организации и деятельности адвокатуры;
15) основы местного самоуправления;
16) статус столицы Украины; специальный статус других городов;
17) основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка;
18) правовой режим государственной границы;
19) правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации;
20) организация и порядок проведения выборов и референдумов;
21) организация и порядок деятельности Верховной Рады Украины, статус народных депутатов Украины;
22) основы гражданско-правовой ответственности; деяния, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.
Исключительно законами Украины устанавливаются:
1) Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы;
2) порядок направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства; порядок допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины;
3) единицы веса, меры и времени; порядок установления государственных стандартов;
4) порядок использования и защиты государственных символов;
5) государственные награды;
6) воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
7) государственные праздники;
8) порядок создания и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего.
Законом Украины объявляется амнистия.
Комментарий к ст. 92 Конституции Украины
В этой статье реально отражается доминирующая роль закона в системе других нормативно правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование важнейших общественных отношений. Тем самым уточняется предметный перечень вопросов, по которым Верховная Рада Украины осуществляет законодательное регулирование, хотя она может принимать законы и по другим вопросам своей компетенции (см. ст. 85 Конституции).
Важнейший круг вопросов, которые должны регулироваться исключительно законом, касается прав человека и гражданина, основных обязанностей гражданина, прав коренных народов и национальных меньшинств (пп. 1-3 ч. 1). Это означает, что все основные решения, касающиеся указанных конституционных прав и свобод, должны приниматься в форме закона.
Второй большой группой вопросов исключительного регулирования законом является вопрос экономической и социальной основы государства и общества, которые являются определяющими для формирования социально экономического строя и социального государства: основы социальной защиты, формы и методы пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака и семьи; материнства и детства; воспитание; правовой режим собственности; правовые основы предпринимательства; основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, освоения космического пространства, организации и эксплуатации транспорта и связи; порядок образования и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего (пп. 5 8 ч. 1, п. 8 ч. 2).
Учитывая важную роль в политической системе общества исключительно законом регулируются основы создания и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств массовой информации (п. 11 ч. 1).
Учитывая важность демографических и миграционных процессов, Конституция тоже относит их основы к исключительному определению законом (п. 10 ч. 1).
Большая группа вопросов касается организации и функционирования органов законодательной и государственной исполнительной власти, то есть важнейших элементов механизма государства, а также местного самоуправления: организация и деятельность органов исполнительной власти; организация и порядок проведения выборов и референдумов, статус столицы, специальный статус других городов (пп. 12, 15, 16 ч. 1).
Конституционный Суд Украины в своем решении от 13 июля 2001 г. № 11 рп/2001 разъяснил, что положения пункта 13 части первой статьи 92 Конституции Украины об исключительном определение законами Украины «территориального устройства Украины» надо понимать так, что вопросы территориального устройства Украины, в частности определение содержания этого понятия, правового статуса и видов административно территориальных единиц, полномочия органов по решению вопросов административно-территориального устройства Украины являются вопросами общегосударственного значения и регулируются только законом. Отдельные полномочия по этим вопросам могут
быть предоставленные законом органам местного самоуправления (ст. 143 Конституции Украины). В этой связи положения п. 41 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» о том, что к компетенции сельских, поселковых, городских советов относится принятие решений по вопросам административно территориального устройства, надо понимать так: решение этих вопросов не отнесено исключительно к полномочиям государственных органов и может осуществляться сельскими, поселковыми, городскими советами в пределах и порядке, определенных этим и другими законами Украины.
Пределы таких полномочий городских советов, в частности относительно образования и ликвидации районов в городе Киеве, указанным и другими законами Украины четко не определены и не отнесены к компетенции каких-либо других органов. Эти вопросы, исходя из специального конституционно правового статуса города Киева как столицы Украины, может решать Киевский городской совет.
К этой же группе относятся вопросы, связанные с обеспечением функционирования правоохранительных органов государства: вопросы судоустройства, судопроизводства, статуса судей, основы судебной экспертизы, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, нотариата, органов и учреждений исполнения наказаний, основы организации и деятельности адвокатуры, принципы гражданско правовой ответственности, деяния, являющиеся преступлениями, административными и дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них, объявление амнистии (пп. 14, 22 ч. 1, ч. 3). К этой группе относятся также вопросы, связанные с выполнением специальных функций: единицы веса, меры и времени, порядок установления государственных стандартов, порядок использования и защиты государственных символов, государственные награды, воинские звания, дипломатические ранги и другие специальные звания, государственные праздники (пп. 3 7 ч. 2).
Конституционный суд Украины в своем решении от 13 июля 2001 г. № 11 рп/2001 разъяснил, что положения пункта 22 части первой статьи 92 Конституции Украины нужно понимать так, что им непосредственно не устанавливаются виды юридической ответственности. За этим положением исключительно законами Украины определяются принципы гражданско правовой ответственности, а также деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями как основания уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, и ответственность за такие деяния. Указанные вопросы не могут быть предметом регулирования подзаконными нормативно правовыми актами.
Пункт 1 ч. 2 ст. 92 Конституции направлен на обеспечение выполнения бюджетно финансовой функции парламента, которая находит выражение в праве парламента утверждать Государственный бюджет Украины, регулировать систему налогообложения, налогов и сборов, определять статус национальной валюты, функционирования финансового, денежного, кредитного рынков; порядка погашения государственного внутреннего и внешнего долга и тому подобное.
Видное место занимают вопросы обеспечения национальной безопасности (п. 17 ч. 1), законодательного обеспечения функций государства, связанных с вооруженной защитой или чрезвычайными ситуациями: правовой режим государственной границы (п. 18 ч. 1), военное и чрезвычайное положение, зоны чрезвычайной экологической ситуации (п. 19 ч. 1) порядок направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, порядок допуска и условия пребывания подразделений Вооруженных Сил других государств на территории Украины (п. 2 ч. 2).
Кроме законов, в понятие законодательства включаются также нормативно правовые акты органов государственной власти (Президента, Кабинета Министров, министерств и тому подобное). Основой для такого вывода является решение Конституционного Суда Украины от 9 июля 1998 г. № 12 рп/98, в котором Суд разъяснил, что термин «законодательство», употребляемый в части третьей статьи 21 Кодекса законов о труде Украины относительно определения сферы применения контракта как особой формы трудового договора, надо понимать так: им охватываются законы Украины, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, принятые в пределах их полномочий и согласно Конституции Украины и законов Украины.
Такого рода акты имеют подзаконный характер, то есть должны издаваться на основе закона и не противоречить ему. В этом отношении положение ст. 92 Конституции определяют границы и рамки законных действий органов государственной власти. В случае издания незаконного акта тем или иным государственным органом, Президентом, Кабинетом Министров, Верховной Радой Автономной Республики Крым, другим органом публичной власти он может быть обжалован в суд. Соответствующие судебные инстанции могут признать эти акты не соответствуют законам Украины.
Другой комментарий к статье 92 Конституции Украины
Поскольку законы имеют высшую юридическую силу в системе нормативно-правовых актов, то вполне понятно, что именно ими должны регулироваться важнейшие вопросы общественных отношений. Именно об этом и свидетельствует данная статья Конституции Украины.
Все вопросы, подлежащие правовой регламентации исключительно законами Украины, которые перечислены в данной статье, делятся на две части: первая – вопросы, определяемые исключительно законами, и вторая-вопросы, устанавливаемые исключительно законами.
Анализируя круг вопросов, подлежащих определению исключительно законами Украины, можно соответствующим образом их сгруппировать. В статье Конституции говорится, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, а в комментируемой статье, как и в некоторых других, это положение находит свое дальнейшее развитие. Так, исключительно законами определяются вопросы прав и свобод человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основных обязанностей гражданина (п. 1 ч. 1), вопросы гражданства. правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без гражданства (п. 2 ч. 1).
Отдельную группу составляют вопросы демографических га миграционных процессов (п. 10), прав коренных народов и национальных меньшинств (п. Ч. И), порядка применения языков (п. 4 ч. 1). Следует отметить, что эти вопросы регулируются другими нормами Конституции. Так, в статье 10 Конституции указано, что государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка и гарантирует свободное развитие, использование и защита русского, ДРУГИХ языков национальных меньшинств Украины. В статье П указано, что государство способствует развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств, проживающих в Украине. Таким образом, прослеживается, хотя бы на этом примере. системность Основного Закона нашего государства.
Принимая во внимание то, что Украина является социальным государством (ст. 1 ), а также то, что она гарантирует право граждан на социальную защиту (ст. 46), особенно важное значение приобретают вопросы законодательного определения основ социальной защиты, «{юрм и видов пенсионного обеспечения, принципов регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства, вопросы воспитания, образования, культуры и здравоохранения. Именно это закреплено в пункте 6 данной статьи.
Среди прав и свобод человека, гарантируемых Конституцией, есть право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью (ст. 41), право на предпринимательскую деятельность (ст. 42). Особое внимание уделено определению объектов права собственности Украинского народа (ст. 13). Поэтому закономерным является то, что исключительно законами Украины должны определяться принципы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического пространства, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи (п. 5 ч. 1). К этой группе вопросов относится также определение правового режима собственности (п. 7 ч. І), правовых основ и гарантий предпринимательства, правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования (п. 8 ч. 1), основ внешнеэкономической деятельности, таможенного дела (п. 9 ч. І).
Ряд статей Конституции посвящены регламентации вопросов юридической ответственности лиц (статьи 58-63, 68 и ит). Поскольку юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер, то ее правильное установки тесно связано с проблемой соблюдения прав человека. Поэтому принципы гражданско-правовой ответственности, ответственности за совершение преступлений, административных или дисциплинарных правонарушений, как указано в пункте 22 части 1 данной статьи, должны определяться исключительно законами. В части 3 данной статьи определяется, что амнистия объявляется законом Украины.
Определение общих принципов деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, статуса органов местного самоуправления, территориального устройства государства является одним из центральных задач любой конституции. Более подробно указанные вопросы должны регламентироваться отдельными законами. Поэтому к следующей группе можно отнести решающие для и функционирования государства вопросы организации и порядке деятельности Верховной Рады Украины (п. 21 ч. 1), и вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти (п. 12 ч 1), построения и функционирования правоохранительных органов нашего государства, а именно те, что касаются судоустройства, судопроизводства, статуса судей, основ судебной экспертизы, организации и деятельности прокуратуры, органов дознания и следствия, нотариата, органов и учреждений исполнения наказаний, основы организации и деятельности адвокатуры (п. 14 ч.И), организации государственной статистики и информатики (п. 12 ч.И), основ местного самоуправления (п. 15 ч.И) статус столицы Украины и специальный статус других мест (п. 16 ч.И). Кроме вопросов построения и функционирования органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, к этой группе вопросов можно отнести вопрос статуса народных депутатов Украины (п. 21 ч.И), основ государственной службы (п. 12 ч.И).
Как известно, граждане Украины имеют конституционное право на свободу мысли и слова, свободу объединения в политические партии и общественные организации. Согласно статье 38 граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Учитывая важность указанных прав человека, они определяются исключительно в форме закона. К этой группе вопросов относятся также принципы образования и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств массовой информации (п. 11 ч. 1), организации и порядка проведения выборов и референдумов.
Конституция относит к важнейшим функциям государства защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечения и экономической, информационной и экологической безопасности. Важность этих вопросов обуславливает необходимость именно законодательного определения основ национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка (п. 17 ч. 1), правового режима государственной границы (п. 18 ч. И), правового режима военного и чрезвычайного состояния, зон чрезвычайной экологической ситуации (п. 19 ч. 1).
Как было указано выше, ко второй части вопросов, подлежащих правовой регламентации исключительно законами Украины, в данной статье относятся вопросы, устанавливаются исключительно законами Украины. В рамках этой части также можно выделить несколько групп важнейших вопросов, возникающих в процессе различных общественных отношений.
Так, исходя из необходимости обеспечения экономической безопасности государства, именно закон должен устанавливать правила финансовых отношений в государстве, порядок формирования Государственного бюджета и бюджетной системы Украины, основы денежного обращения и валютного регулирования (п. 1 ч. 2), что является особенно важным для развития социально-экономических отношений в Украине. Учитывая это большое значение приобретает определение политики государства по образованию и функционированию свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего (п. 8 ч. 2). Для упорядоченного развития производства, нормального функционирования экономики в целом необходимо установление государственных стандартов. В частности, в пункте С части 2 данной статьи указано, что единицы веса, меры и времени должны устанавливаться исключительно законами Украины.
Государство как субъект международного права должна на законодательном уровне решать вопросы, связанные с порядком направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства и порядком допуска и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины (п. 2 ч. 2). Это обусловлено тем, ицо государство должно неукоснительно выполнять взятые на себя международно-правовые обязательства, а ее воля, выраженная в соответствующем международном договоре, при этом не должна противоречить нормам национального законодательства про оборону и национальную безопасность. Указанные вопросы составляют вторую группу вопросов, устанавливаются исключительно законами Украины.
Большое значение для внешнеполитической деятельности государства, организации руководства н Вооруженными Силами и государственной службы имеет установление перечня дипломатических рангов, воинских званий и иных специальных званий. Государство, оценивая позитивную деятельность отдельных лиц и определяя степень их заслуг, вводит систему государственных наград. Поэтому не случайно, что указанные вопросы устанавливаются исключительно законами Украины, что и предусмотрено в пунктах 5 и 6 части 2 данной статьи.
Законодательно устанавливается порядок использования и защиты государственных символов (п. 4 ч. 2) как признаков суверенитета Украины, введение государственных праздников (п. 7 ч. 2).
Данная статья Конституции имеет важное значение для упорядочения правового регулирования общественных отношений в нашем государстве, поскольку в ней очерчивается круг важнейших вопросов, правовое регулирование которых должен определяться и устанавливаться исключительно законами Украины.